Музыкальная пауза События

Музыкальная пауза

Пандемия СOVID-19 стала причиной отмены концертов и спектаклей в Европе

Из-за угрозы распространения коронавируса многие театральные и концертные площадки Европы вынуждены существенно перекроить планы на вторую половину сезона и отказаться от спектаклей и выступлений в больших и камерных залах минимум на месяц. Коснулся запрет и Москвы: по распоряжению мэра Сергея Собянина в столице до 10 апреля отменены все массовые мероприятия, в которых могут участвовать более пяти тысяч человек.

Несколько московских театров решили воздержаться от гастролей в страны с напряженной эпидемиологической обстановкой.

Сохраняйте спокойствие и оставайтесь дома

Денис Мацуев стал одним из первых российских артистов, кто серьезно оценил обострившуюся эпидемиологическую обстановку и оперативно скорректировал гастрольный график, включавший азиатские страны и Италию. Музыканта ждали в Болонье и Риме 24 и 27 февраля, еще до введения в Италии карантинных мер.  Однако теперь предугадать даты перенесенных выступлений не представляется возможным.  Отмененные гастроли пианиста в Южной Корее, КНР и Японии при благоприятном сценарии могут состояться осенью.

Артисты Большого театра, в свою очередь, воздержались от поездки в Париж и в Тулузу: в этих городах они должны были представить оперу «Мазепа» в концертном исполнении – 10 марта на открытии фестиваля «Франко-русские музыкальные связи», 14 марта – в Парижской филармонии.

Музыканты Госоркестра России имени Е.Ф. Светланова готовились отправиться 19 марта в трехдневный тур по Испании с заездом в Мадрид, Сантандер и Мурсию, но также остаются дома. Во всех концертах они должны были сопровождать пианиста Бориса Березовского (участие дирижера в гастролях не предполагалось).

У musicAeterna сорвались более масштабные планы: пять выступлений с Теодором Курентзисом на фестивале Бетховена в Бонне и столько же – в венском Концертхаусе.

Ситуация с распространением коронавируса смешала карты и столичным площадкам. В Московской филармонии пока говорят только о заменах солистов: так, вместо виолончелиста Александра Князева, прилетевшего из Западной Европы и отправленного на карантин, в концерте 12 марта примет участие Александр Рамм. «Уже сейчас понятно, что каких-то изменений в ближайшие недели не избежать, но ничего конкретного мы пока сказать не можем, поскольку ситуация меняется динамично, – добавили в пресс-службе филармонии. – Мы следим за всеми нормативными документами, касающимися коронавируса, и в соответствии с ними будем поступать». Также в филармонии отметили, что организация старается делать все возможное, чтобы происходили именно замены, а не отмены концертов.

Не лучшее время для гостей

Зарубежные исполнители также оказались в сложной ситуации – для многих из них въезд в Россию пока невозможен. «В связи с неблагоприятной эпидемиологической обстановкой», говорится в афише Московского концертного зала «Зарядье», отменен концерт итальянского ансамбля Il Giardino Armonico. По той же причине не состоится намеченное на 26 марта выступление французского клавесиниста Жана Рондо. Не будет принимать участие в фестивале «Бетховен и Чайковский» дирижер Андрей Борейко. В постоянно обновляющемся списке тех, кого Москва не сможет послушать этой весной, немецкий органист Винфрид Бёниг, скрипач Доминико Нордио и оркестр «Вена-Берлин». Российская пианистка Ольга Андрющенко не сможет выступить 1 апреля дуэтом и испанской виолончелисткой Гуадалупе Лопес Энигуэс. Намеченная на 26 апреля программа «Семь смертных грехов» ансамбля Cappella Mediterranea под управлением дирижера Леонардо Гарсиа Аларкона также попала в список отмен. Пресс-секретарь «Зарядья» Ольга Колосова уточнила, что деньги за отмененные концерты будут возвращены зрителям в полном объеме. «Мы на связи с нашей публикой, – сказала пресс-секретарь. – Сообщаем ей о всех изменениях и отменах в соцсетях». Также Ольга Колосова добавила, что сотрудники «Зарядья» обескуражены: «Мы так ждали этих мероприятий, был аншлаг на всех концертах».

Один из главных музыкальных фестивалей месяца – Международный фестиваль имени Мстислава Ростроповича, известный тем, что ежегодно собирает в Москве лучшие симфонические коллективы мира, оказался под прицелом. Пресс-секретарь Центра оперного пения Галины Вишневской Лариса Слесарева рассказала «Музыкальной жизни», что организаторы не теряют надежды провести указанные в программе фестиваля концерты в текущем году.

Gürzenich-Orchester Köln

Изначально планировалось, что в Москву приедут: австрийский камерный ансамбль Camerata Salzburg и пианист Реми Женье, Симфонический оркестр Лахти, виолончелист Трулс Мёрк, Оркестр итальянской Швейцарии и виолончелист Даниэль Мюллер-Шотт.

Занавес опущен

С 8 марта в Италии – крупнейшем в Европе очаге распространения коронавируса – закрыты все концертные залы, театры, музеи и кинотеатры. Пока бушует эпидемия – запрет бессрочный. Однако министр культуры Италии Дарио Франческини призвал национальные каналы включать в программу как можно больше классической музыки, театральных постановок, концертов и фильмов, а культурные учреждения по максимуму задействовать свои сайты и социальные сети для организации трансляций. Ранее, еще до закрытия культурных учреждений по всей Италии, спектакли отменил миланский театр Ла Скала, а вслед за ним и Римская опера.

«Театральные» запреты коснулись не только пострадавшей от COVID-19 Италии: в ряде европейских стран введены ограничения, касающиеся количества зрителей в зале. Так, Театр Елисейских Полей с 15 марта по 15 апреля ограничит продажу билетов на свои постановки, поскольку готов рассадить в соответствии с продиктованными властями санитарными требованиями не более тысячи человек.

Аналогичное ограничение действует в Германии. Впрочем, многие немецкие оперные театры и концертные организации временно приостановили работу. До 19 апреля закрыты берлинская Komische Oper и Театр Фольксбюне. Deutsches Theater с 11 марта приостановил показы на площадках вместимостью свыше 500 человек. На все отмененные в этот период спектакли зрители могут вернуть билеты.

Тишину Берлинской филармонии, взявшей тайм-аут до 19 апреля, однако нарушит ее оркестр-резидент и сэр Саймон Рэттл – они сыграют в пустом зале, но это выступление будет показано онлайн на сайте digitalconcerthall.de. В программе – Симфония для восьми голосов и оркестра Лучано Берио и Концерт для оркестра Белы Бартока. Первая бесплатная трансляция состоится сегодня, 12 марта. Повторно Рэттла с Берлинскими филармониками можно будет посмотреть 13 и 14 марта. По этой же схеме намерены действовать Баварская опера (первый подобный показ онлайн уже состоялся 10 марта), а также Мадридский королевский театр.

The show must go on

Из тех, кто остается в строю, – театры Великобритании. Несмотря на вчерашний антирекорд по количеству зараженных за сутки (более 80 человек), англичане утверждают, что пока не видят веских причин, чтобы отказаться от культурных событий. Впрочем, на сайте Ковент-Гардена появилась специальная страница, посвященная наиболее частым вопросам, связанным с с COVID-19. «Мы работаем в штатном режиме, спектакли идут по расписанию, в согласовании с указаниями Службы общественного здравоохранения Англии», – говорится в сообщении. О любых возможных изменениях публику обещают проинформировать по электронной почте и в соцсетях. Посетителям театра также напоминают, что они должны носить с собой салфетки и регулярно мыть руки.

В настоящее время в Ковент-Гарден идут репетиции оперы Яначека “Енуфа”. За музыкальную часть отвечает Владимир Юровский, в титульной партии – Асмик Григорян. Премьера ожидается 24 марта.

Музыкальные мероприятия, проходящие в залах Southbank Center, также пока в силе, и на них можно приобрести билеты. Среди ближайших событий – выступление сопрано Лиз Давидсен в сопровождении оркестра “Филармония”. Дирижер – Эса-Пекка Салонен.