Границы закрыты, авиаперелеты приостановлены, театры и концертные залы массово прекращают свою деятельность из-за объявленной пандемии – пока до середины апреля, но с неопределенными гарантиями на будущее. Как себя чувствуют артисты, у которых привычный ход жизни (переезд – репетиция – концерт) внезапно поломался, и чья профессия, как никакая другая, не может существовать вне публичности. Об этом Евгения Кривицкая (ЕК) спросила всемирно известного пианиста Бориса Березовского (ББ).
ББ Всегда хорошо немножко посидеть и успокоиться. Бешеный ритм сегодняшней жизни зашкаливает. Я надеюсь, что смогу выучить что-то новое, например, Дебюсси, его «Пагоды», «Сады под дождем», «Золотые рыбки». «Остров радости», который я обожаю, но никогда не играл. Доучить что-то, на что не хватало времени. Я считаю, что это замечательный повод немножко прийти в себя и подвинтить свой «расшатанный» механизм, сделать «косметический ремонт».
ЕК Борис, мы беседуем после вашего выступления в Концертном зале имени Чайковского с Томским симфоническим оркестром под управлением Михаила Грановского. Вы – такой талисман для региональных коллективов, они, как правило, стараются вас зазвать на свои филармоничские дебюты в столице. Ваши впечатления от сибирских коллег?
ББ Очень благоприятные. Я впервые с ними выступаю. Замечательный оркестр, классный, профессиональный дирижер. Я послушал их сольные произведения на репетиции – было здорово. Да, хороший оркестр.
ЕК Второй концерт Чайковского вы играли неоднократно. Вы меняете что-то в интерпретации в зависимости от оркестра? Я помню ваше выступление с АСО под управлением Юрия Симонова: там этот концерт звучал воздушно, танцевально. Вы еще мне потом сказали, что слышите в этой музыке балетность. Но в этот раз первая часть прозвучала очень драматично.
ББ Я всегда импровизирую на сцене, заранее до конца не знаю, как получится. Но сегодня действительно захотелось сделать музыку более насыщенной, сыграть симфонически. Я, правда, говорил и продолжаю думать, что у Чайковского очень важна балетная основа. Хотя он считал себя оперным композитором, но у меня в воображении часто возникают балетные образы.
ЕК Месяц без гастролей, почти без выступлений – не заскучаете?
ББ В круге моих интересов – не только же концерты. Сейчас буду заниматься подготовкой выставки в память о мемуаристке, поэте Наталье Шмельковой. О ней телеканал «Культура» недавно показал четыре фильма, где Наталья говорит о своих друзьях, прежде всего о писателе Венечке Ерофееве, авторе культовой книги «Москва – Петушки». Также о поэте Леониде Губанове, о двух художниках – Владимире Яковлеве и Анатолии Звереве. Она была их близкой подругой, и осталась ее уникальная коллекция их живописи.
Мы решили назвать эту выставку «Памятью друзей я не торгую». Когда эти художники стали популярными и дорогими, к Шмельковой часто обращались с предложениями продать их картины. Но притом, что она жила одна, на пенсию, она сохранила целостность этой коллекции. В ее собрании есть ещё Дмитрий Плавинский, Эрнст Неизвестный, несколько картин Оскара Рабина. Все это художники той самой «бульдозерной выставки» 1974 года. Шмелькова была свидетелем тех событий, фотографировала их – все сохранилось в ее архиве. Она была «душой» компании этих художников и артистов: изумительная женщина с невероятным чувством юмора, лёгкая, очень живая. Так получилось, что мы подружились, и после ее ухода из жизни в прошлом году коллекция осталась мне. 10 апреля планируем открыть выставку в «Есенин-центре» и сделать концерт в ее честь.