Похищение, но не из сераля События

Похищение, но не из сераля

Опера Йозефа Гайдна под интригующим названием «Необитаемый остров» впервые в России была полностью представлена в Концертном зале Мариинского театра

Музыкальным руководителем постановки стала Лариса Гергиева, а главными исполнителями – солисты Академии молодых певцов Мариинки.

Музыкальным руководителем постановки стала Лариса Гергиева, а главными исполнителями – солисты Академии молодых певцов Мариинки.

В сознании просвещенного любителя классической музыки имя Йозефа Гайдна ассоциируется с симфониями и сонатами, но никак не с музыкальным театром. А между тем, находясь на службе у Николауса Эстергази, Гайдн сочинил свыше двадцати опер для дворцового театра своего патрона. И не вина композитора, что практически все его произведения в этом жанре оказались в княжеском частном архиве и стали доступны широкой аудитории лишь в XX веке. Интересен тот факт, что после знакомства с Моцартом в 1781 году Гайдн за редким исключением перестал писать музыку для театра, сосредоточившись на симфониях и камерных сочинениях, и добавив к ним в позднем творчестве мессы и оратории. Сохранившиеся образцы гайдновских опер свидетельствуют о серьезном драматическом даровании мастера, причем совершенно иного типа, нежели моцартовское. В качестве модели Гайдн ориентировался больше на образцы музыкальных драм Глюка, с их сквозным действием и мелодизированным речитативом. Обстоятельства музыкального быта у Эстергази также диктовали свои условия. В гайдновских операх почти не бывает больших развернутых драматических сцен, больших ансамблей, мощного хора. Камерный состав был обусловлен составом труппы, выбор сюжетов и длительность, обычно не превышавшая двух часов,– особенностью церемониала. Опера заказывалась для конкретного случая и должна была украсить то или иное праздничное событие.

«Необитаемый остров», единственная опера Гайдна на либретто знаменитого в XVIII веке Пьетро Метастазио, создавалась в 1779 году. Она была приурочена к именинам влиятельного патрона и впервые показана в имении графа 6 декабря 1779 года. Основное здание театра, где должно было состояться представление, сгорело, и Гайдну пришлось поместить действие на крохотную сцену театра марионеток. В опере задействованы всего четыре персонажа. Сюжет повествует о благородной даме Констанции, которая, спасаясь от бури вместе со своим мужем Джернандо и младшей сестрой Сильвией, оказывается на необитаемом острове. Джернандо вскоре похищают пираты, однако Констанция искренне уверена, что возлюбленный просто ее бросил. После долгих тринадцати лет разлуки Джернандо удается бежать из плена, и вместе со своим другом они прибывают на остров, где и происходит счастливая встреча. Супруги снова оказываются вместе, а Энрико и Сильвия, по закону жанра, конечно же влюбляются друг в друга и образуют счастливую семейную пару. Для всей этой незатейливой истории Гайдн создает по‑настоящему прекрасную музыку, передающую самые различные чувства, будь то любовь, разлука, обида, ревность, встреча и финальное примирение. Камерный формат этой оперы прекрасно вписался в концепцию нынешнего сезона Мариинки, где при отсутствии полномасштабных крупных премьер практически каждый месяц Академия молодых певцов представляет оперные раритеты самых разных эпох.

За сценическое воплощение «Необитаемого острова» в Концертном зале театра отвечал выпускник ГИТИСа, победитель конкурса молодых режиссеров «Нано-опера» Алексей Смирнов. В программке постановщик выразил свой восторг по поводу музыки и либретто и расписал, в чем видит актуальность этой оперы в наше время. Но, к сожалению, намерения остались больше выраженными на бумаге, нежели в конкретном действе. Сценография представляла собою пустое пространство, в правом углу которого зритель мог созерцать огромную карту острова (художник-постановщик – Елена Бодрова), похожую на гигантский ковер. В заключительном ансамбле этот самый «ковер» сдергивался, и под ним оказывалась вполне уютная комнатка с обеденным столом, за который чинно усаживались герои. Рядом с этой самой «картой» выкатывалась огромная деревянная лошадка на колесиках и такой же кораблик. Конечно, современная театральная история знает немало примеров, когда практически при отсутствии декораций режиссеру удавалось добиваться впечатляющих театральных эффектов. Но в данном случае этого не произошло. Герои чинно прохаживались по сцене, вяло реагируя на диктуемые музыкой перемены действия. Одним из запоминающихся моментов постановки, немного развеселивших зал, стал эпизод, где Джернандо с букетом цветов пытается привести в чувство упавшую в обморок от неожиданности Констанцию.

Музыкальная часть оперы оказалась на более высоком уровне. Эвелина Агабалаева убедительно разыграла страдающую барышню, уверенно справившись со всеми техническими трудностями. Образ наивной и трогательной Сильвии (Гайдн писал эту партию в расчете на особо полюбившуюся ему молодую неаполитанскую певицу Луиджу Польцелли) прекрасно был передан Анастасией Донец. У тенора Дмитрия Воропаева главный герой Джернандо получился больше комическим персонажем, нежели страстным героем-любовником. Зато вполне благородным вышел Энрико, партия которого досталась Ярославу Петрянику. Азербайджанский дирижер Джавад Таги-заде, стоявший в тот вечер за пультом оркестра Мариинского театра, сделал больше ставку на вдумчивость и основательность, не гоняясь за темпами и сосредоточившись на форме.
Конечно, в отдельных моментах хотелось больше легкости и стремительности, но в целом «ученый» стиль не противоречил природе гайдновской музыки. Необходимого баланса удалось достичь в финальном ансамбле оперы, где в дополнение к голосам Гайдн добавляет к каждому герою свой сольный тембр. «Двойником» Констанции в оркестре становится скрипка, Джернандо – виолончель, Сильвии – флейта и Энрико – фагот. Голоса солистов и инструментов сплетались в удивительную гармонию – в ней слышался отзвук того самого «потерянного рая», свет которого нес Гайдн в музыке на протяжении всей своей жизни.

Столкновение противоположностей События

Столкновение противоположностей

В «Зарядье» прозвучала музыка Брамса и Шостаковича

Балетам быть! События

Балетам быть!

В Петербурге обсудили стратегии создания новой балетной музыки

Ремонт старых поездов События

Ремонт старых поездов

В рамках «Ночи искусств» на Рижском вокзале состоялся концерт неоклассики

Прыжки между безднами События

Прыжки между безднами

Завершился Шестой сезон фестиваля Союза композиторов России «Пять вечеров»