С 20 марта в Московской филармонии запущена серия онлайн-концертов «Домашний сезон»: в условиях карантинных мер они проходят без публики, в часовом формате. Открыл проект Денис Мацуев, собрав у экранов компьютеров, смартфонов и других гаджетов более 1,6 миллиона зрителей. О том, как готовился «Домашний сезон» и как выжить артистам в это смутное время Евгения Кривицкая (ЕК) спросила генерального директора Московской филармонии Алексея Шалашова (АШ).
ЕК Алексей Алексеевич, прежде всего, позвольте вас поздравить. Формат трансляции оказался очень удачным и качественным по драматургии. Смотрится как кино, фактически без швов, лишних пауз. Прекрасный выбор ведущего: Ярослав Тимофеев обращается к зрителям с очень точными и нужными словами. Вы сами волновались за результат?
АШ Конечно. Должен сказать, что наша команда сработала просто грандиозно – за пять дней подняли проект, который в другой ситуации готовился бы месяц. Продумали невероятное количество деталей, прежде всего технических. Трансляция концерта-открытия впервые шла в двух форматах: в HD и в 4K. Технические службы филармонии и наших уважаемых партнеров проделали сложнейшую работу по коммутации новой аппаратуры, филармонические операторы и режиссеры в кратчайшие сроки освоили ее. Сложность заключалась еще и в том, что транслировать надо было одновременно и в обычном HD-формате – для тех, у кого пропускная способность интернета недостаточна для 4К, а также для зарубежных компаний, которые работают в HD, и в 4К – для ряда партнеров и соцсетей, которые уже работают с новым сигналом. Кроме того, параллельно шло подписание договоров, решались вопросы прав на трансляцию – всё успели сделать за несколько дней, охваченные грандиозным энтузиазмом. Так что я горжусь моими коллегами.
ЕК Вы также смотрели и слушали игру Дениса Мацуева онлайн. Каковы ваши художественные впечатления?
АШ У меня было ощущение, что игра Дениса Мацуева в этот вечер была особенно сокровенной, имела особую эмоциональную окраску. Ведь музыка воспринимается острее в периоды испытаний, катаклизмов. Я всем своим существом почувствовал, что исполнение приобрело какую-то пронзительность. Это исходило от Дениса, и его настрой передавался нам.
ЕК Мне показалось, что Денис был предельно сконцентрирован, еще в большей степени, чем когда он выходит на сцену, где публика сразу его встречает громовыми овациями и подогревает кураж.
АШ Согласен. Денис – кумир публики, его всегда окружает атмосфера любви и признания. А тут он словно попал в другой мир, который надо завоевать. Я сейчас немножко фантазирую, но действительно – концерт получился исключительным по воздействию. Меня тронули не только «Времена года» Чайковского, но и джазовые композиции, пронизанные в этот вечер какой-то лирикой, философской глубиной.
ЕК Мы и сами неожиданно попали в другую реальность, где устанавливаются иные правила жизни. Какой опыт придется извлечь артистам?
АШ Каждый наверняка станет хоть чуть-чуть другим после пережитого. Еще неизвестно, какой путь мы пройдем до восстановления привычного ритма жизни. Я верю, что наша публика ждет возобновления концертов, встречи со своими любимыми артистами. Главное, чтобы люди перестали бояться болезни – за близких, за детей и наших старших.
ЕК Когда резко приостановили деятельность театров и концертных залов, встал вопрос возврата денег за купленные билеты. Я читала реплики директоров драматических театров, которые говорили о финансовых сложностях в этом вопросе.
АШ Некоторые концерты мы перенесли, некоторые – отменили. Мы сразу объявили порядок возврата, и каждый слушатель вправе вернуть билет даже на перенесенный концерт. Но еще до введения карантинных мер люди стали беспокоиться и значительно меньше покупать билеты.
ЕК Это относится к продаже абонементов?
АШ Не только, к текущим концертам сезона тоже. Тем не менее, я подходил на днях к кассам зала имени Чайковского: люди покупают билеты на апрельские даты. Это радует и согревает – очевидно, что наши слушатели надеются, что жизнь вернется в свою колею.
ЕК Государство вас поддержит в этот период, когда фактически филармония не может зарабатывать на сборах?
АШ Надеюсь, что да. Во всяком случае, такая позиция была озвучена нашим учредителем – Министерством культуры России.
ЕК Вернемся к онлайн-концертам. Понятно, что «Домашний сезон» – это акция, жест поддержки и солидарности. Но как жить артистам и самой филармонии, если ситуация продлится и дальше. Ведь не секрет, что в ряде регионов уже отменили все публичные формы досуга до конца апреля.
АШ У нас в штате находятся только коллективы. Солисты, как и во всем мире, приглашенные. В обычной ситуации они получают гонорар в соответствии со сбором, как сейчас поступать – сложный вопрос, мы будем думать. Пока «Домашний сезон» – благотворительный проект, рассчитанный на короткий период. Если ситуация примет затяжной характер, придется перестраиваться. Конечно, все артисты готовятся, выкладываются, и несправедливо, что они играют бесплатно. Поэтому мы пошли на беспрецедентное расширение аудитории за счет трансляций не только на сайте Московской филармонии, но и на портале Культура.рф, на нашей странице ВКонтакте, в социальных сетях и на площадках партнеров. Ведь у этого проекта есть разные задачи: дать слушателям ощущение, что ничего не прервалось, что музыка с нами, а артистам – понимание того, что они нужны огромному количеству людей, что их игра вызывает колоссальный восторг, что они приобретают очень много новых поклонников.
ЕК Аудитория про запас?
АШ Ну почему? Классическая музыка обладает важным свойством: ты долго накапливаешь своих слушателей, но они, как правило, затем остаются с тобой надолго. Есть сферы, где успех завоевывается быстро, и так же быстро теряется. В нашей области – не так.
Очень важную мысль сказал Ярослав Тимофеев: музыка – это что-то сокровенное, что рождается здесь и сейчас. Когда ты непосредственно присутствуешь на концерте в зале, ты ждешь, что станешь свидетелем чуда. Именно для этого мы запустили онлайн-концерты – чтобы дать людям возможность приобщиться к этим высоким моментам.
ЕК Все же это – вынужденная мера. Перейти только на дистанционный режим и онлайн-трансляции мне бы не хотелось. Обстановку в зале, ощущение единения и соборности ничем не заменить.
АШ А кто к этому призывает?
ЕК Сейчас вокруг столько разговоров, что надо срочно освоить дистанционные формы обучения, все изучать в онлайн-режиме, что невольно возникает мысль: может нас хотят перевести искусственным образом в такой формат…
АШ Знаете, у меня есть огромное количество отзывов людей из регионов, они со слезами выходят из виртуальных концертных залов и не знают, как благодарить не только за прямые трансляции, но и за возможность смотреть архивные записи из нашего каталога. Ведь сколько у нас маленьких городков, поселков, где живет 15-20 тысяч человек, и концертного зала там никогда не будет. Ездить на концерт в ближайший крупный город на машине, как в Европе, не у всех есть возможность. Вопрос стоит просто – или виртуальный зал, или ничего.
Одно дело столица, Москва, где мы можем выбирать, какой зал нам нравится по акустике больше, какой – меньше. Мы здесь судим по гамбургскому счету, и нам нужно держать эту высокую планку, чтобы оставаться на первых ролях в мировом культурном пространстве. Но есть и другая сторона медали, есть города, где практически нет доступа к академическому искусству. За последние годы мы вывели на концертную орбиту целое поколение молодых талантливых музыкантов, многие из них родились и выросли в регионах, в таких вот малых городах. Но чтобы зерно проросло, нужно иметь почву, нужно, чтобы дети где-то услышали классическую музыку. Все взаимосвязано. Поэтому я двумя руками «за» виртуальные концерты.