Программа была представлена его художественным руководителем Вадимом Репиным и примой Большого театра Светланой Захаровой. Концепция фестиваля всегда подразумевала синтез экспериментальности с камерным музицированием больших музыкантов – оно неизменно осуществлялось в теплой атмосфере, одухотворенной личностью своего художественного руководителя.
Сегодня же, в условиях эпидемического коллапса, когда тысячи театров и концертных залов вынуждены свернуть свою деятельность, факт его проведения кажется и вовсе чем-то невероятным. Объяснение дал со сцены Концертного зала имени А.М. Каца губернатор Новосибирской области Андрей Травников: «Я абсолютно уверен, что ценители высокого искусства являются также приверженцами высокой социальной ответственности, и в этом зале нет ни одного человека, который бы бывал за рубежом последние 14 дней, а значит, нам нечего бояться и, по крайней мере, в те драгоценные минуты, когда будут выступать наши исполнители, мы можем откинуть все страхи, трудности и сложности нашей жизни и работы инасладиться тем самым высоким искусством…»
Программа претерпела массу неутешительных изменений, но это и к лучшему: перенесенные на сентябрь концерты с участием зарубежных исполнителей станут 2.0 версией фестиваля; те же программы, которые состоятся в Новосибирске уже сейчас, станут выражением вневременной красоты и своеобразным символом ее противостояния известному стечению обстоятельств.
Через семь лет своего существования программа «Па-де-де» (по словам Светланы Захаровой, любимая ею больше всех остальных) вдруг стала невероятно актуальной квинтэссенцией всего того, что отделяет мир искусства от социума.
Премьера совместного проекта Светланы Захаровой и Вадима Репина состоится в Москве
Этот праздничный гала-концерт давно стал невероятно популярен во всем мире, модифицируясь из классического балетного шоу в тонко организованное действие, – здесь переплетаются две сюжетные нити: любование красотой человеческого тела и виртуозное, пассионарное человеческое самопроявление. Инструментальная линия представляла собой россыпь скрипичных шлягеров, среди которых Сен-Санс и Паганини, Сарасате и Массне; балетная составляющая варьировала тему endless beauty, представленную хореографией Фокина, Петипа и Бигонцетти. Уместное их чередование лишало и ту и другую того легкого и, увы, неизбежного оттенка популярности – Рондо-Каприччиозо наряду с «Умирающим лебедем» уже давно стали понятиями нарицательными, вызывающими немного интереса со стороны искушенного зрителя. Однако же за счет безупречной аристократической сдержанности в исполнении Вадима Репина и высочайшего (как может быть иначе?) уровня премьеров Большого во главе со Светланой Захаровой «кассовый» набор обрел неожиданную драгоценность огранки.
Метафорических соотношений здесь множество: это и особая «лентообразность» скрипичной мелодики вкупе с линиями женских рук, и тонкость танца в пуантах, переходящая в струнное pizzicato.
Классическая хореография удачно здесь коррелировала с contemporary: неожиданным стало включение в концерт дуэта из постановки Бигонцетти Progetto Händel (в том числе по причине включения в музыкальную ткань фортепианного соло: разбавление «струнности» репертуара стало приятной интерлюдией). Этот фрагмент хотя и был, очевидно, выдернут из контекста, однако экспрессивное взаимодействие Светланы Захаровой и Дениса Савина стало выражением сложных интеллектуальных отношений между мужчиной и женщиной, со всеми присущими им острыми коллизиями.
Кульминацией этого поэтичного соотношения скрипичного и пластического стал дуэт из нашумевшего балета «Караваджо» в постановке того же Бигонцетти – аскетичного и возвышенного «танца душ». Медленное чувственное рождение монтевердиевского тематизма (знаменитый дуэт Нерона и Поппеи Pur ti miro в аранжировке Бруно Моретти), изысканная,слегка обезличенная хореография в великолепном исполнении примы и премьера Якопо Тисси, показавшего себя чутким партнером, перевели лирическую составляющую программы на уровень высокой абстракции и внеземных явлений. Разговор звезд мировой величины превращается здесь в значительное переживание для зрителя.
Светлана Захарова: Все просто – либо зритель хочет увидеть спектакль еще раз, либо нет
Инструментальные номера сопровождались Новосибирским филармоническим камерным оркестром (главный дирижер Алим Шахмаметьев) – коллективом, способность которого к тонкому, образцовому музицированию давно не подвергается сомнению; совмещение роли солиста с дирижированием Репину удавалось – несмотря на некоторые ансамблевые шероховатости. Ярким бонусом стал скрипичный дивертисмент Игоря Фролова, драгоценная сувенирная вещица с приятным джазовым оттенком, в которой солисту блестяще оппонировала концертмейстер Камерного оркестра Юлия Рубина. Среди чередования карнавально-цыганских шлягеров изящные па в сторону Генделя и Монтеверди создавали некий подтон углубляющей гала серьезности, обнажающей, в свою очередь, нечто огромное и непроизносимое, считываемое во взгляде солиста на жену в роли Умирающего лебедя или кокетливой девочки из «Хоровода духов» Йохана Кобборга на музыку скерцо Баццини.
Этот финальный обаятельно-юмористический номер, в котором танцовщики безуспешно пытаются завоевать балерину бесчисленными трюками, несколько выбивается из общего лирико-романтического тона программы, но оттого смотрится не менее филигранно. В целом же наэлектризованность взаимодействия между экспрессией пластического выражения чувства и инструментальной статуарности (что не отменяет пронзительности в интерпретации «Размышления» Массне) обогащает формат сборного спектакля – и неожиданно остро звучит среди массовых отмен концертов и общего состояния легкой растерянности.
Стартовал Транссибирский фестиваль блестяще, но, несмотря на созидательные стремления руководства, победить карантинные условия нарастающей пандемии не удалось. Уже теперь стало известно, что концерты будут проводиться в онлайн-трансляциях. В программах будет звучать хорошо знакомая, но прекрасная музыка: интересно будет наблюдать то, как раскрываются в обновленных условиях существования Бетховен и Шостакович, Чайковский и Брамс. Остается лишь восхититься задорным упорством руководителя фестиваля, зарядом зрительского восторга и всей поэтичностью этой ситуации, в которой любовь и красота, как водится, побеждают всё.