Джазовое импортозамещение События

Джазовое импортозамещение

Фестиваль «Триумф Джаза» отметил двадцатилетний юбилей в трех городах России – в Москве, Санкт-Петербурге и Туле, избежав тотальных отмен из-за коронавируса

«Наш “Триумф джаза” будет держаться до последнего!» Основателю и художественному руководителю фестиваля Игорю Бутману не откажешь в оптимизме. Было бы неправильно заявлять, что в результате джаз «победил», но он и не сдался. В столице фестивальные мероприятия прошли в Доме музыки в Джаз-клубе Бутмана, в музеях, театрах, в Академии джаза и детских музыкальных школах. Образовательный интенсив, фотовыставка на Тверском бульваре, кинопрограмма в «Иллюзионе» – всё это дополнило «Триумф».

А вот заявленные хедлайнеры приехали не в полном составе. Музыканты великого Джона Скофилда не смогли покинуть Штаты из-за эпидемиологической ситуации. Американская группа Spyro Gyra и израильский контрабасист Авишай Коэн приехали в Россию, но сыграли только в Клубе. Представить их широкой фестивальной публике обещано в будущем.

За большую сцену отвечал сам Игорь Бутман. Нагрузка логично легла на его Московский джазовый оркестр, в чьей музыке сплетены энергия, фантазия, грамотные аранжировки и виртуозные солисты. Бутман открывал концерт и был в амплуа конферансье не так искрометен, как обычно, вздыхал и разводил руками. Но созданная им музыкальная традиция продолжилась организованно и достаточно ярко.

Джазовым «импортозамещением» были объявлены отечественные музыканты. «Нашелся артист с русским паспортом!» – радовал публику Игорь Михайлович, приглашая на сцену певицу Фантин (Fantine Maria Pritoula), которая, как заявил саксофонист, «прошла все тесты». Фантин отлично вписалась в фестивальную картину. Благодаря раскованной манере исполнения и выразительному соул-вокалу у нее получается не полуфилармоническое сдержанное искусство, а весенняя, позитивная, даже игривая музыка. Фантин говорила по-русски, пела же и по-английски, и по-испански, и по-французски, радовала джазовым вариантом романса «Очи черные», а на песне Mr.Мagic к ее группе присоединился хозяин праздника Игорь Бутман.

Вадим Эйленкриг

Во втором отделении оркестр исполнял пьесы из разных своих программ, одну из композиций Бутман предварил рассказом про Ростовскую консерваторию, ведь многие музыканты его коллектива – победители ростовского форума молодых джазменов. Тут кстати пришлась и композиция, с которой гитарист оркестра Евгений Побожий, приехавший из Ростова, победил на конкурсе Института джаза Херби Хэнкока в Штатах. В числе музыкантов оркестра был Павел Овчинников, известный и как художественный руководитель международного фестиваля-конкурса «Детский Триумф джаза», чей гала-концерт прошел тут же, в Светлановском зале ММДМ. В завершение сыграли «Бутман играет Гудмена» –джазовый фейерверк с фрагментами от лезгинки до Smoke on the Water. Бутман показал себя пластичным и доброжелательным дирижером, а Фантин, несмотря на то, что уже широко известна в определенных кругах, стала для кого-то открытием – выходя из зала, зрители активно обсуждали ее выступление.

Во второй день ММДМ аплодировал Квартету Евгения Побожего и проекту Кристины Ковалевой «Христя в Намистi» из Питера. А в завершающий вечер Московский джазовый оркестр открыл концерт, предоставив право быть хедлайнерами другим артистам. С питомцами же Бутмана на несколько номеров на сцену вышел тоже «импортозамещающий» специальный гость – популярный трубач Вадим Эйленкриг. Он выделился и экспрессией, и мастерством, исполнив I Remember Clifford, посвященную памяти трубача Клиффорда Брауна, а на C’est si bon его трубе подпел Олег Аккуратов.

Сергей Головня

Следующими были Сергей Головня, художественный руководитель фестиваля Koktebel Jazz Party, и его проект Electro Machine – квартет серьезных мужчин, исполнявший современный джаз, в котором особо заметными стали виртуозные ударные. Головня же украсил и визуальную картинку фестиваля, импровизируя на единственном в мире, по словам конферансье, бас-саксофоне, впечатляюще выглядевшем, даже брутальном инструменте.

Завершало фест Трио Олега Аккуратова. «Необыкновенный Олег Аккуратов!» –  так объявил артиста Бутман, отдав дань традиции: так называли некоторых знаменитых джазменов. Олег же действительно уже вырос до хедлайнера – его любит зал, репертуара хватает и на участие в сете оркестра, и на сольное выступление. С трио, в которое также вошли молодые музыканты Сергей Корчагин (бас) и Виталий Эпов (барабаны), Аккуратов представил специальную программу, включившую мелодии от Диззи Гиллеспи и Хораса Сильвера до англоязычного варианта «Отговорила роща золотая» Есенина (эта композиция прозвучала как софт-джазовый стандарт), а также музыки, принесшей Аккуратову победу на конкурсе Сары Воан.

Фестиваль оставил ощущение, что удается сформировать новое поколение джазовых артистов. И особо хочется отметить творческий рост Аккуратова. Олег порадовал выверенной и насыщенной, яркой игрой на фортепиано – он исполнял джаз комфортный и бескомпромиссный. Вообще, оказалось, что в обойме у Бутмана подобраны артисты стилистически очень выдержанные. Это оказалось для жанра тем, что можно назвать «золотой серединой», в джазовой интерпретации – мейнстримом. Прощаясь с публикой, Аккуратов спел «Спят мои соседи» из мультфильма «Умка», получился блестящий лиричный финал. Те, кто пришел в ММДМ, получили заряд позитива, словно состоялся сеанс аудиотерапии, энергетического очищения, музыкальная профилактика пандемии.

Олег Аккуратов