«Наш “Триумф джаза” будет держаться до последнего!» Основателю и художественному руководителю фестиваля Игорю Бутману не откажешь в оптимизме. Было бы неправильно заявлять, что в результате джаз «победил», но он и не сдался. В столице фестивальные мероприятия прошли в Доме музыки в Джаз-клубе Бутмана, в музеях, театрах, в Академии джаза и детских музыкальных школах. Образовательный интенсив, фотовыставка на Тверском бульваре, кинопрограмма в «Иллюзионе» – всё это дополнило «Триумф».
А вот заявленные хедлайнеры приехали не в полном составе. Музыканты великого Джона Скофилда не смогли покинуть Штаты из-за эпидемиологической ситуации. Американская группа Spyro Gyra и израильский контрабасист Авишай Коэн приехали в Россию, но сыграли только в Клубе. Представить их широкой фестивальной публике обещано в будущем.
За большую сцену отвечал сам Игорь Бутман. Нагрузка логично легла на его Московский джазовый оркестр, в чьей музыке сплетены энергия, фантазия, грамотные аранжировки и виртуозные солисты. Бутман открывал концерт и был в амплуа конферансье не так искрометен, как обычно, вздыхал и разводил руками. Но созданная им музыкальная традиция продолжилась организованно и достаточно ярко.
Джазовым «импортозамещением» были объявлены отечественные музыканты. «Нашелся артист с русским паспортом!» – радовал публику Игорь Михайлович, приглашая на сцену певицу Фантин (Fantine Maria Pritoula), которая, как заявил саксофонист, «прошла все тесты». Фантин отлично вписалась в фестивальную картину. Благодаря раскованной манере исполнения и выразительному соул-вокалу у нее получается не полуфилармоническое сдержанное искусство, а весенняя, позитивная, даже игривая музыка. Фантин говорила по-русски, пела же и по-английски, и по-испански, и по-французски, радовала джазовым вариантом романса «Очи черные», а на песне Mr.Мagic к ее группе присоединился хозяин праздника Игорь Бутман.
Во втором отделении оркестр исполнял пьесы из разных своих программ, одну из композиций Бутман предварил рассказом про Ростовскую консерваторию, ведь многие музыканты его коллектива – победители ростовского форума молодых джазменов. Тут кстати пришлась и композиция, с которой гитарист оркестра Евгений Побожий, приехавший из Ростова, победил на конкурсе Института джаза Херби Хэнкока в Штатах. В числе музыкантов оркестра был Павел Овчинников, известный и как художественный руководитель международного фестиваля-конкурса «Детский Триумф джаза», чей гала-концерт прошел тут же, в Светлановском зале ММДМ. В завершение сыграли «Бутман играет Гудмена» –джазовый фейерверк с фрагментами от лезгинки до Smoke on the Water. Бутман показал себя пластичным и доброжелательным дирижером, а Фантин, несмотря на то, что уже широко известна в определенных кругах, стала для кого-то открытием – выходя из зала, зрители активно обсуждали ее выступление.
Во второй день ММДМ аплодировал Квартету Евгения Побожего и проекту Кристины Ковалевой «Христя в Намистi» из Питера. А в завершающий вечер Московский джазовый оркестр открыл концерт, предоставив право быть хедлайнерами другим артистам. С питомцами же Бутмана на несколько номеров на сцену вышел тоже «импортозамещающий» специальный гость – популярный трубач Вадим Эйленкриг. Он выделился и экспрессией, и мастерством, исполнив I Remember Clifford, посвященную памяти трубача Клиффорда Брауна, а на C’est si bon его трубе подпел Олег Аккуратов.
Следующими были Сергей Головня, художественный руководитель фестиваля Koktebel Jazz Party, и его проект Electro Machine – квартет серьезных мужчин, исполнявший современный джаз, в котором особо заметными стали виртуозные ударные. Головня же украсил и визуальную картинку фестиваля, импровизируя на единственном в мире, по словам конферансье, бас-саксофоне, впечатляюще выглядевшем, даже брутальном инструменте.
Завершало фест Трио Олега Аккуратова. «Необыкновенный Олег Аккуратов!» – так объявил артиста Бутман, отдав дань традиции: так называли некоторых знаменитых джазменов. Олег же действительно уже вырос до хедлайнера – его любит зал, репертуара хватает и на участие в сете оркестра, и на сольное выступление. С трио, в которое также вошли молодые музыканты Сергей Корчагин (бас) и Виталий Эпов (барабаны), Аккуратов представил специальную программу, включившую мелодии от Диззи Гиллеспи и Хораса Сильвера до англоязычного варианта «Отговорила роща золотая» Есенина (эта композиция прозвучала как софт-джазовый стандарт), а также музыки, принесшей Аккуратову победу на конкурсе Сары Воан.
Фестиваль оставил ощущение, что удается сформировать новое поколение джазовых артистов. И особо хочется отметить творческий рост Аккуратова. Олег порадовал выверенной и насыщенной, яркой игрой на фортепиано – он исполнял джаз комфортный и бескомпромиссный. Вообще, оказалось, что в обойме у Бутмана подобраны артисты стилистически очень выдержанные. Это оказалось для жанра тем, что можно назвать «золотой серединой», в джазовой интерпретации – мейнстримом. Прощаясь с публикой, Аккуратов спел «Спят мои соседи» из мультфильма «Умка», получился блестящий лиричный финал. Те, кто пришел в ММДМ, получили заряд позитива, словно состоялся сеанс аудиотерапии, энергетического очищения, музыкальная профилактика пандемии.