Проект «Композиторские читки» существует уже третий год. Теперь он впервые прошел и в Сибири – Новосибирская консерватория охотно откликнулась на инициативу провести композиторскую лабораторию, в которой соединились лекции и индивидуальные занятия с опытными наставниками-композиторами, концерт современной музыки и ридинг-сессии с известным московским ансамблем.
Настасья Хрущева
Что же такое «Композиторские читки»? Молодые авторы до 35 лет показывают свои сочинения известным музыкантам и получают профессиональные наставления. Композиторов на этот раз оказалось четырнадцать. Все из разных городов: Новосибирск и Нижний Новгород, Санкт-Петербург и Уфа, Воронеж и Екатеринбург, Москва и Горно-Алтайск, Красноярск и Казань. Композиторов-кураторов трое: Дмитрий Курляндский, Виктор Екимовский и Настасья Хрущева – «авангардисты» от музыки. Исполнители – Московский ансамбль современной музыки – коллектив, который одним из первых стал играть современную классику в нашей стране и не побоялся строить на этом репертуаре музыкальную карьеру.
Виктор Екимовский
«Читки» шли четыре дня: концерт МАСМ в Новосибирской филармонии в последний день, в остальные – образовательный интенсив в стенах Новосибирской консерватории: с утра – лекция, после обеда – ридинг-сессия, ну а вечером индивидуальные занятия с композиторами-кураторами.
Дмитрий Курляндский
(Не)лекторий
Лекции кураторов были «неформатом». Настасья Хрущева зачитала лекцию с элементами перформанса о «русской пустоте», метамодерне и постиронии (автор сразу сообщила, что ее зажигательное выступление будет 18+). Дмитрий Курляндский предпочел назвать лекцию беседой и заверил, что по ходу ему можно задавать вопросы и вообще менять модус дискуссии. Виктор Екимовский решил ограничиться демонстрацией собственных партитур, в числе которых была Девятая симфония «Эпитафия авангарду», с успехом исполненная Владимиром Юровским на последнем фестивале «Другое пространство».
Читай меня полностью
Ридинг-сессия с Московским ансамблем современной музыки стала самой желанной частью «читок». Это не было прилюдной «поркой» за неумение обращаться с инструментарием, скорее – важным внутрицеховым разговором. К дискуссии после композиторов-кураторов и музыкантов МАСМ мог присоединиться любой желающий – ноты сочинений параллельно транслировались на большом экране. Все проходило в доброжелательной и ненапряжной атмосфере. Успевали и делом заниматься, и шутки шутить.
Продолжительность читаемых партитур была различной – от нескольких миниатюр до целой сонаты, степень завершенности – от work in progress до готового концертного сочинения. Многое из услышанного на «читках» конвенционально: будь то скрипичная пьеса Павла Краскова, вдохновленная то ли Брамсом, то ли Хиндемитом, или флейтовая соната Гульемеш Баязитовой, где фольклор поставлен во главу угла. Но были произведения и более смелые, к примеру, предполагающие препарацию инструментов. Дарья Мараева из Новосибирска написала цикл фортепианных миниатюр для препарированного фортепиано, вдохновляясь маленькими японскими скульптурами нэцкэ.
На «читках» было немало нестандартных и необычных сочинений. Кировчанин Дмитрий Ефремов представил партитуру для виолончелиста и перформера, в которой, помимо сложной технической подготовки (тонкий лист ПВХ на полу, особое приспособление для виолончельного шпиля и леска, связывающая двоих исполнителей), необходимо суметь прочитать сложные графические символы. «В провинциальных городах (что актуально лично для меня) ты теряешь ощущение времени, выбиваешься из контекста музыкальной жизни, – признается Дмитрий, – поэтому для меня участие в “читках” – возможность услышать, что происходит сегодня в среде молодых российских авторов». Запомнилось многим и сочинение Антонины Шашкиной, когда на экране вместо нот появилось изображение нескольких квадратов и инструкция к исполнению. Не удивился лишь кларнетист МАСМ-ансамбля Олег Танцов, мастер в исполнении концептуальных пьес. «Формат “читок” не подразумевает конкуренции, все мероприятия открыты и располагают к взаимодействию – в результате складывается очень теплая творческая атмосфера, – говорит Антонина. – Еще важный момент: оцениваются в первую очередь твои сочинения, а не композиторский бэкграунд. Такое отношение очень поддерживает, вдохновляет творить дальше».
Многие из молодых авторов услышали свои произведения на «читках» впервые: петербуржец Иван Никандров признался, что именно ридинг-сессия помогла ему понять недочеты и обнаружить «непрослушанные» места. Исполнение практически каждой партитуры сопровождалось разговорами о технологии композиции и корректности в нотной записи. В Rondo Анны Мухутдиновой таким поводом стали кластеры и особенности их применения, а вот в квинтете «Эпос» Байару Такшиной поговорили еще и о возможностях нотации алеаторных «трансовых» частей ее партитуры, первоначально написанной к видеоарту знакомой художницы.
И что же теперь?
По результатам «читок» трое ребят стали обладателями именных стипендий от Союза композиторов России: Алексей Шиховцов из Красноярска, Дмитрий Ефремов из Кирова и Байару Такшина из Горно-Алтайска. Еще двое – Роман Пархоменко из Казани и Александр Перов из Новосибирска – станут участниками Международной академии молодых композиторов в городе Чайковском в сентябре этого года. Также по результатам «читок» был определен резидент Московского ансамбля современной музыки – Антонина Шашкина из Воронежа. Ее сочинение «ЪЕЪ-Вариации» для кларнета будет исполнено московским коллективом в сезоне 2020/21 года.
«За эти четыре дня произошло много важного, – отметила Наталья Санникова, проректор по творческой работе Новосибирской консерватории. – “Композиторские читки” раскачали нашу консерваторскую жизнь, наши умы, стали импульсом и точкой отсчета, началом многого».
«Читки» не заканчиваются. Проект Союза композиторов и МАСМ был поддержан Фондом президентских грантов, а это значит, что «читки» на протяжении трех лет пройдут еще в пяти городах. Следующая сессия – в Санкт-Петербурге в июле этого года. Ну что, почитаем?