Премьера оперы «Жестокие дети» Филипа Гласса продолжает вектор актуализации репертуара театра. О том, каково соотношение классических постановок со спектаклями на музыку современных композиторов, Дина Якушевич (ДЯ) расспросила главного дирижера Театра имени Сац Алевтину Иоффе (АИ).
ДЯ Сюжет романа Кокто представляет собой глубокое исследование внутреннего мира подростков, в трактовке Кокто – предельно болезненного. Как вы думаете, что в фабуле становится главным для Филипа Гласса?
АИ Мне кажутся интересными отсылки к древнегреческому мифу о гермафродите, который был разделен на две половины; у Кокто Элизабет и Поль представляют собой неделимое существо, за сохранение целостности которого Элизабет борется с невероятной пассионарностью. Героиню можно рассматривать как психически больного человека, однако ее можно и оправдать, поскольку для удержания частицы себя – Поля – она готова на все.
ДЯ Как, по вашему мнению, композитор трактует то закрытое пространство, куда помещены герои? Какую метафору оно может воплощать?
АИ В моем представлении образ «комнаты», которую герои всюду носят с собой, связывается с обособленностью мира детства, уголка, создаваемого ребенком и затем с ним взаимодействующего. Вспоминаю, что в моей собственной комнате напротив фортепиано висела картина в духе Дали, на которой была изображена дверь, ведущая в неизвестность, – при взгляде на нее мое сознание рождало различные образы; к сожалению, это наполненное тайной детское пространство никогда не удается сохранить, и остается лишь воссоздавать ее в творчестве. Элизабет борется именно за эту комнату и за ее чистоту, за их с братом таинственную «игру» – медитацию, которая очень близка Филипу Глассу: на вопрос о том, как происходит процесс создания музыки, он всегда отвечает рассказом о погружении в иную реальность, в потусторонний мир грез между сном и явью. Само пространство спектакля – это сон, предутреннее состояние дремы, во время которого на человека наваливаются самые немыслимые видения. Во время репетиций все исполнители тоже словно погружаются в состояние игры, в ходе которой у них будто происходит вибрационная сонастройка. Минимализм Гласса создает то особенное, пограничное пространство замедленности и медитации, которое можно назвать полем энергетического взаимодействия – в нем исполнители становятся единым организмом. Его музыка остро воспринимается именно на физическом уровне.
ДЯ Каковы наиболее яркие особенности воплощения сюжета в стилистике минимализма?
АИ Конгломерация Гласса с Кокто дает неожиданный эффект. Пьеса носит романтически-декадентский характер, музыка же оперы – довольно жесткая, она крепко запечатывает действия и характеры героев. Элизабет предстает настоящей эгоисткой, и благодаря музыкальному материалу она становится героиней нашего времени, настоящей современной женщиной. Двое близнецов нераздельны как инь и янь: в начале XX века Кокто пишет романтическую болезненную сказку, воспевающую страдания и пестующую идею смерти. В современном же мире присутствует четкое разделение ролей, чувства становятся более конструктивными – и на них сделан акцент. Музыка Гласса с ее минималистскими паттернами как нельзя лучше отображает механизированные процессы современной жизни и современных эмоций, что делает оперу невероятно актуальной именно для нашего времени.
ДЯ Роман Кокто полон декадентской чувственности; каким образом она проявляется в музыкальном материале?
АИ Минимализм трактует эмоции очень своеобразно: если раньше композитор использовал для их выражения мелодику и логику построения формы, то в музыке «Жестоких детей» чувственность становится главным состоянием. Непрерывность повторения паттернов рождает куда более тонкую и сложную эмоцию, она воплощает чувственность более высокого порядка. Минимализм – музыка состояния, выбирающая инструментом воздействия конструктивную манипуляцию: увертюра оперы начинается агрессивно машинообразным напором, затем вдруг сменяется на состояние застывшей природы с медленно падающим снегом. Тематизм развивается постепенно, без кульминаций – от состояния к состоянию. Кстати говоря, дети намного тоньше чувствуют эти тонкие переходы.
ДЯ Роль оркестра передана трем фортепиано: что меняется в вашей работе в связи с такой экстравагантной инструментовкой? Становятся ли пианисты тремя актерами, вплетающими свои голоса в общую драматургию?
АИ Исполнители становятся носителями состояния, богами, наполняющими комнату смыслами и звучаниями, одновременно с этим ограничивая их действия. В процессе работы у нас сложилась потрясающая команда концертмейстеров, которые творчески подошли к материалу. Гласс создал невероятно сложную партитуру – ее можно исполнить только при нахождении каждого из пианистов в едином ритме дыхания. К тому же от исполнителей требуется твердость жеста и безупречная выстроенность ансамбля.