Релизы

Макс Регер: прошу слова!

19 марта нынешнего года исполняется 145 лет со дня рождения Макса Регера (1873–1916)

Макс Регер: прошу слова!

К этой дате приурочен выпуск в свет сборника «Макс Регер: “Прошу слова!”» (издательство «ArsisBooks», Москва), в который вошли избранные письма и статьи выдающегося немецкого музыканта – композитора, пианиста, органиста, дирижера и педагога. Перевод выполнил музыковед Виктор Шпиницкий, им же написаны подробные, обстоятельные комментарии к каждому тексту.

Благодаря этой публикации достоянием русского читателя становится немало ценных документов. Здесь и эссе о Хуго Вольфе, и бурлеска об Айседоре Дункан, и замечания о композиторских опытах совсем тогда юного Эриха Вольфганга Корнгольда, и высказывания о механических музыкальных инструментах, выпускавшихся фирмой «М. Welte & Söhne»… Интерес также вызовут помещенные в приложении воспоминания Эльзы Регер о поездке с супругом в Россию в 1906 году и письмо Иоганнеса Брамса, адресованное молодому коллеге по перу. Значительная часть писем и статей публикуется в России впервые. Издание иллюстрировано фотографиями конца XIX – начала XXI века.

Редакция предлагает вниманию читателей «Музыкальной жизни» небольшой фрагмент новой книги.

26 мая 1907 года в венской газете «Die Zeit» в статье под заголовком «Stimmen über “Salome”» («Мнения о “Саломее”») были опубликованы результаты опроса на тему, может ли музыкальная драма «Саломея» Рихарда Штрауса, с ее вольной трактовкой библейского сюжета и обилием натуралистических сцен, оскорбить моральное или религиозное чувство. Опрос, в котором наряду с Регером приняли участие Отто Юлиус Бирбаум, Ферруччо Бузони, Лотта Леман, Давид Поппер, Макс фон Шиллингс, Хелена Штёкер и другие известные представители европейского общества, был проведен в связи с первым исполнением «Саломеи» в Вене, состоявшимся накануне, 25 мая, в Немецком народном театре и осуществленным силами оперной труппы из Бреслау (дирижер – Юлиус Прювер).

С удовольствием отвечая на Ваше очень любезное письмо, сообщаю следующее: Я не сторонник мнения, что «Саломея» каким‑то образом оскорбит моральное или религиозное чувство. И кто из‑за «Саломеи» утратит в конце концов свою веру, не имел ее и прежде. Не считаю я «Саломею» и поворотным пунктом в современной музыке или отправной точкой некоего нового направления! Штраус в музыке к «Саломее» настолько же «Р. Штраус», как и в своих предыдущих произведениях! Впрочем, сюжет «Саломеи» мне совершенно несимпатичен и думаю, что сенсационное увлечение публики «Саломеей» как пьесой и музыкальной драмой – «преходящая мода»; считается хорошим тоном «тоже участвовать в этом»!

Макс Регер

На следующий день после венской премьеры «Саломеи» корреспондент газеты «Neue Freie Presse» сообщал, что спектакль имел большой успех у публики, завершившись «бурными и продолжительными» аплодисментами, а также бессчетными поднятиями занавеса.