Daniel Müller-Schott <br>#CelloUnlimited <br>Kodaly. Prokofiev. Hindemith <br>Henze. Crumb. Casals <br>Orfeo Релизы

Daniel Müller-Schott
#CelloUnlimited
Kodaly. Prokofiev. Hindemith
Henze. Crumb. Casals
Orfeo

Пьесы для виолончели соло могут показаться непростыми для неискушенного слушателя, тем более если это сочинения, принадлежащие новому времени. Но Даниэль Мюллер-Шотт умеет подать их так, что музыка цепляет с первых тактов. Диск включает в себя сонаты Золтана Кодаи, Сергея Прокофьева, Пауля Хиндемита, Джорджа Крама, пьесы Ханса Вернера Хенце, Пабло Казальса и самого Мюллера-Шотта.

Соната Кодаи выступает связующим звеном между остальными композициями. Монументальность, расширенные приемы звукоизвлечения, новые музыкальные идеи делают ее эталоном для современных композиторов, пишущих для виолончели. Ее исполнение Мюллером-Шоттом без преувеличения можно также считать образцовым. Впечатляющее начало первой части (Allegro maestoso ma appassionato) – страстное, как и указано, уверенное, броское. Мрачная, таинственная вторая часть (Adagio) и снова возвращение первого настроения в третьей (Allegro molto vivace), но уже с элементами нервозности и спешки. Изумительные полутона света и тени, переходы от тончайшего пианиссимо до фортиссимо – всё это есть в исполнении Даниэля.

Соната Прокофьева получилась у Мюллера-Шотта очень русской, душевной и мелодичной. Следующие за ней Соната Хиндемита и девятичастная Серенада Хенце исполнены в иной манере, более сухой, технически насыщенной, демонстрирующей практически все возможности виолончели.

Соната Крама от Мюллера-Шотта привлекает к себе игрой динамическими контрастами и переходами настроений – от легкой томности (вторая часть – Tema pastorale con variazioni) до психоделической взвинченности (третья часть – Toccata).

Не случайно название альбома: #CelloUnlimited («Безграничная виолончель»). В собственной композиции Cadenza музыкант воплотил стили тех сольных виолончельных произведений, которые влияли на него в течение многих лет. По сути, это пьеса, которую виолончелисты обычно включают в программы своих рециталов. В ней за три минуты Мюллер-Шотт попытался продемонстрировать весь арсенал своего инструмента – от лирической напевности в самом удобном регистре до исполнения различных ритмических рисунков разнообразными приемами по всему грифу.

Последняя на диске – «Песня птиц» Пабло Казальса, старая каталонская рождественская песня. Казальс был уроженцем Каталонии. Находясь в изгнании, виолончелист исполнял эту мелодию в конце всех своих концертов, начиная с 1939 года. В результате эта пьеса стала тайным гимном Каталонии. Символично, что именно этим произведением Мюллер-Шотт решил завершить альбом, как бы проводя параллель от прошлого к настоящему.

English version