Если захочет барин попрыгать События

Если захочет барин попрыгать

Московская филармония устроила публике российско-­французский бал

Чудесный праздничный концерт дали 8 марта в Зале имени П. И. Чайковского Российский национальный молодежный симфонический оркестр и французский дирижер Жан-­Кристоф Спинози. Классические вальсы, польки, болеро и прочая галантная, нежная, бравурная музыка от Берлиоза до Чайковского, от Штрауса до Равеля – то, что нужно в этот праздник красоты, женственности и весны.

Реактивный, темпераментный, гибкий коллектив, где каждый горит любовью к тому, что делает, – прекрасное пополнение отечественной музыкантской корпорации. Молодежному оркестру нет и двух лет, но какой стремительный взлет! Изумительная слитность целого и безупречная ясность соло: эти мелодии, особенно у деревянных духовых, – словно живые зверьки, такие ладные и складные, что каждую хочется погладить по шерстке. И – безошибочный выбор маэстро, давно уже международно знаменитого, но стопроцентно сохранившего в себе мальчишеский арлекински-­тарантиновский дух, словно у него в кармане сотня веселых карнавальных фокусов. Помню, он в такой манере дирижировал у нас «Мессию» Генделя и другие барочные опусы, ­вообще-то считающиеся основой его репертуара. За всех ценителей барокко не скажу, но мне нравилось.

Тем более понравилось теперь, когда дирижер убедил, что его интересы гораздо шире пределов XVIII века. Особенно органично прозвучали родные для Спинози французы. Вальс из «Фантастической симфонии» Берлиоза и Баркарола из «Сказок Гофмана» Оффенбаха были действительно фантастичны, сказочны, безумны, волшебны. Нет вопросов к австрийской части программы – танцам Брамса и Штрауса-сына. Чайковский – когда как: мне, например, непривычно слышать начальные валторны «Вальса цветов» такими брутально-­материальными. Удивила и стретта в конце – предусмотрена ли она такой явственной у Петра Ильича? С другой стороны, в праздник отчего ж не позволить себе немного лишнего… я, как вы понимаете, о темпе. Ну а «Вальс-скерцо» с концертмейстером первых скрипок Еленой Таросян просто привел в восторг. Какой звук у «Тесторе», предоставленного для игры Лены в оркестре Госколлекцией! От его напора, мне кажется, завибрировал весь зал и даже двери прогнулись наружу.

А то, что сам Спинози «срезонировал» на своих прекрасных солисток – сопрано Анну Аглатову в кульминации «Испанского болеро» Делиба обнял так, что, окажись на ее месте ­какая-­нибудь голливудская недотрога, суда бы не миновать, – так Восьмое ж марта.

Вот только «Вальс» Равеля мне немного жалко. Ну очень хотелось дирижеру показать, что ни он ни оркестр никакого престиссимо не боятся, однако последние страницы этой подобной фейерверку партитуры, увы, слились в нечленораздельный гром.

Зато как прыгал Жан-­Кристоф в бисовом «Финальном танце» из балета аргентинца Альберто Хинастеры «Эстансия» (который некогда прославил своим исполнением Густаво Дудамель во главе венесуэльского Оркестра Симона Боливара)! И оркестр заставлял прыгать, и залу скомандовал подскакивать в такт. Причем наши, по моим наблюдениям, не отставали в темпераменте от огневых латиноамериканцев.

Интересно, в Бетховене, которого, как сказал мне гость, он приедет дирижировать в июне с Государственным камерным оркестром, залу тоже захочется прыгать?