В декабре прошлого года исполнилось сто лет со дня рождения Мечислава Вайнберга. К этой дате во всем мире его играли особенно активно: за весь 2019 год вышло не менее двадцати CD с его музыкой. Не схлынет ли энтузиазм исполнителей, как только кончится юбилейный год? Хочется надеяться, нет.
На диске, выпущенном лейблом Naxos, собраны сочинения с участием кларнета, где главная роль – у Роберта Оберайгнера, солиста Дрезденской Госкапеллы. Камерную симфонию № 4 (1992) прежде издавали не менее четырех раз, Сонату для кларнета и фортепиано (1945) – не менее восьми, и только Концерт для кларнета и струнных (1970) записан всего во второй раз. Им открывается диск. Маэстро Михаилу Юровскому уже доводилось исполнять Вайнберга за пультом Дрезденской капеллы, здесь же ее музыканты под управлением патриарха дирижерской династии объединились под именем «Камерные солисты Дрездена». Этот состав сложился на ежегодном летнем фестивале Шостаковича в Горише – месте в Германии, где Шостакович не раз бывал и именно там создал Восьмой квартет.
Разговора о влиянии Шостаковича не избежать и здесь (соната не обходится без цитаты из его Прелюдии № 16), но в каждом из трех сочинений Вайнберга на первом месте – его индивидуальность, выраженная и в мелодизме, и в интонационном строе, и в парадоксальности драматургии. Кларнетовый концерт построен по традиционной схеме, где быстрые части обрамляют медленную, но если в первых минутах финала почерк Вайнберга сконцентрирован до предела, то затем вдруг следуют две минуты громкого, бравурного мажора, ненадолго прерванного задумчивой каденцией кларнета. Концерт великолепно исполнен и записан, однако Allegretto остается загадкой – то ли фига в кармане, то ли надежда на то, что у сочинения с таким финалом больше шансов на исполнение.
Почти полвека отделяет Кларнетовую сонату от Камерной симфонии № 4 – последнего завершенного сочинения Вайнберга, которого он уже не услышал. Камерная симфония не слишком типична для поздних опусов композитора и даже построена по схожему с сонатой принципу: обе завершаются парой тихих медленных частей, обманывая ожидания слушателя там, где он ждет подвижного финала. В симфонии обращает на себя внимание характерная для Вайнберга вторая часть, близкая к музыке клезмер, но подлинный центр сочинения – третья и четвертая части, где кларнет ведет с низкими струнными столь негромкий и интимный разговор, что представляешь себе эту музыку в исполнении меньшего состава. Важное добавление к дискографии Вайнберга.