Сочинение Backwards from Winter Дугласа Кнеханса, изданное на лейбле ablaze records, – образец того, как современный автор может работать с электроникой. Для американо-австралийского академического композитора, практически неизвестного в России, это первый крупный театральный проект с видео и электроникой.
Дуглас Кнеханс называет три главных источника своего интереса в музыкальном искусстве: изучение времени и памяти, изучение человеческих эмоций, изучение органического и природного мира. В русле этих поисков и написана оперная монодрама Backwards from Winter для сопрано, электрической виолончели и электроники. Четыре части – «Зима», «Осень», «Лето» и «Весна» – чередуются с четырьмя интерлюдиями-воспоминаниями (в последнем случае – постлюдия). Как сообщает автор, вся партитура – «отображение печали главной героини, ее путешествие внутрь собственных мыслей». Несмотря на то, что Дуглас Кнеханс всячески старается дистанцироваться от нарратива, эффект от восприятия оперной монодрамы абсолютно противоположный: композитор и либреттист конструируют историю, в которой детально описаны переживания главной героини, ее воспоминания, транслируемые при помощи видеопроекций. Если перефразировать знаменитые слова Джона Кейджа, то перед нами разворачивается вовсе не ритуал, а рассказ; не состояние, а история; не трип, а драматургия.
Либретто Backwards from Winter, принадлежащее перу Хуаниты Роквелл, – жесткая конструкция. Текст каждой сцены представляет собой три стиха танка (японский предшественник хайку) со слоговой структурой 5–7–5–7–7. Каждая сцена связана еще одной танкой со следующей, так что вся монодрама получает структуру 3–1–3–1–3–1–3–1 с самой последней танкой, деконструируемой в постлюдии. Стоит отметить, что такая изысканная конструкция либретто в музыкальной партитуре проигнорирована.
Большая часть музыки Backwards from Winter воспроизводит вполне привычные взаимодействия человеческого голоса, акустического инструмента и электроники – во второй интерлюдии (Remembering Fall) голос то «подзвучивается» неожиданными синтетическими тембрами, то деформируется и разбивается на разные кусочки, растворяясь в электронном потоке. С музыкальной точки зрения монодрама Дугласа Кнеханса малоиндивидуальна и воспроизводит большое количество клише. К примеру, отстраненное мерцание электроники и кристальные гармонии в первой части («Зима») порождают ряд ассоциаций от Cold Trip Бернхарда Ланга до саундтрека к фильму «Неоновый демон» Николаса Виндинга Рефна.
В то же время композитор пытается найти индивидуальные пути взаимодействия между человеческим голосом и его электроакустической обработкой. В третьей интерлюдии (Remembering Summer) голоса главной героини и ее возлюбленного (поющий музыкант-виолончелист) обволакивают ненавязчивые электронные звучности. Контрастом становится настоящая звуковая лавина из электроники, разворачивающаяся в части «Осень» (Fall) – здесь и виолончельные «эффекты» из хард-рока, и усиленный подзвучкой голос певицы, который в определенный момент тонет в вязкой электронной плазме.
Сам по себе релиз Backwards from Winter парадоксален: его авторы стремятся передать все аудиовизуальное действо лишь с помощью аудио, обстоятельно дописывая в буклете экспликацию сценографии, передвижения героев и всего того, что открывается взору зрителей. Однако, как и в случае с фиксацией многих театральных перформансов на аудио или видео, сам материал в этом случае проигрывает: он становится лишь слепком произведения, существующего в формате «здесь и сейчас».