Все зрелищные формы искусства, требующие организационных усилий многих специалистов, сегодня оказались подавлены разрушительной волной пандемии. Отменены массовые мероприятия: концерты, спектакли, фестивали, народные гуляния. Приостановлен репетиционный процесс. На неопределенное будущее перенесены конкурсы и смотры, необходимые не только зрителям, но и самим участникам. Бездействуют театральные труппы, хоры, оркестры, танцевальные коллективы.
Границы закрыты, а вместе с ними – гастроли и культурные обменные проекты. Срываются мероприятия, запланированные в рамках перекрестных годов культуры. Корректируются планы проведения всероссийских проектов. Так, например, межрегиональные отборочные этапы всероссийского фестиваля-конкурса любительских творческих коллективов в номинации «Культура – это мы!», пройдут в формате он-лайн. Фестиваль проходит в рамках национального проекта «Культура» и объединяет коллективы, которые особо нуждаются в материальной поддержке: академические хоры, духовые оркестры, любительские театры и цирки, ансамбли классического и народно-сценического танца.
Вслед за летней Олимпиадой в Японии в статусе переноса на следующий год и Фольклориада в Российской Федерации (высокая честь проведения этого праздника была доверена Башкирии и ее столице – «музыкальной Уфе») – событие и по регулярности проведения, и по масштабу подготовки, и по зрительскому охвату столь же значительное как Олимпийские игры. Шестая по счету, она должна была представить все жанры народного творчества в формате концертных мероприятий, выставок-ярмарок, традиционных игр и парадов в режиме open air, на две недели превратив Республику в столицу всенародного фольклорного движения. Проект разрабатывался несколько лет и готов был собрать три тысячи участников из без малого 80 стран.
Столь серьезное направление, как международные фестивали народного творчества – праздники, полные живительной силы, объединяющие людей разных стран, также пали жертвой ситуации. Пик их проведения приходится на лето – сезон отпусков.
Массовые мероприятия под запретом, кризис культуры, погруженной в принудительную изоляцию – на пороге. Бразильский зритель не прочувствует глубокого психологизма русского искусства, российский – не вдохновится зажигательными испанскими страстями, европейский – не подивится китайским масочным действом. Не появятся на свет новые композиции – те, что возникают в периоды активных совместных творческих исканий, на пике эмоционального накала. Соответственно – не сложится международный культурный диалог на языке, понятном без перевода.
Что ждет зрелищные виды искусства в дальнейшем? Как сложится судьба профессионального театра? Справится ли он с кризисом? Соберутся ли труппы в полном и необходимом составе? Вернется ли в театр зритель? Откроются ли вновь границы после повсеместного карантина? Сколько времени потребуется для того, чтобы культурная жизнь вошла в привычное русло?
В высказываниях руководителей творческих институций – сомнения, переживания, неутешительные прогнозы. Вирусный цунами заточил людей в четырех стенах и такого еще не бывало. Даже война оставляла место коллективному творчеству: появлялись фронтовые бригады, передвижные театры, развивалось любительское и самодеятельное искусство.
В сегодняшней обстановке силу имеют лишь цифровые технологии. Благодаря современным коммуникационным средствам можно посмотреть спектакль, послушать концерт, посетить цирк или экскурсию – в режиме on-line. Но в виртуальном пространстве теряется то самое главное ради чего люди спешат в театр, консерваторию, музей – та мистическая энергетическая связь сцены и зрительного зала, произведения искусства и публики. Люди творческих профессий не могут сидеть сложа руки, они ищут новые формы – видеоролики «на стыке искусства и быта»: балетная пара, танцуя, убирает квартиру, музыканты дают видеоконцерты прямо на кухне, мастера, не вставая с дивана, читают сказки в интерьерах собственной квартиры и даже поют ансамблем – каждый из своего дома.
Видеоролики сводных «изолированных» хоров и оркестров, смонтированных в домашних условиях, распространяются в социальных сетях, тиражируются с невероятной быстротой. Активно пропагандируется и народная культура – в тяжелые периоды жизни человеку свойственно обращаться к своим истокам, традициям, корням.
Пришло время смены ролей. Пророческой оказалась формулировка: «XIX столетие – время актера, XX-ое – режиссера, XXI-ое – век продюсера». Пора искать новые формы, выживать в принципиально иных условиях, справляться с суровыми испытаниями, подстраиваться под уклад домашней жизни. Хотя бы для того, чтобы на новом витке истории вернуть стабильность, вновь делать прогнозы, строить планы, жаловаться на нехватку времени и спешить, чтобы все успеть!