Одним из последних спектаклей на Исторической сцене Большого театра стала уфимская постановка оперы Верди «Аттила» – режиссерский дебют Ильдара Абдразакова.
Башкирский театр оперы и балета – необыкновенный везунчик: будь гастрольный показ назначен не на 13 марта, а на пару-тройку дней позже – и все. Многомесячный труд по подготовке приезда большей части труппы, включая хор и оркестр, мог бы пропасть, смятый жерновами карантинных мер. Но – успели, и не просто выступили на главной сцене страны, но и доказали, что достойны ее. В зале присутствовал глава Республики Башкортостан Радий Хабиров, и это тоже показатель нерядовой значимости события. «Дело в том, что мы вернулись в Большой спустя 65 лет», – объяснил директор театра Ильмар Альмухаметов. И волнение, даже священный трепет всех участников вполне понятен. Тем более, что есть и технические сложности – декорации, к примеру, всегда изготавливаются под размеры и возможности родной сцены, и гастроли – это компромисс. «Историческая сцена – огромна, гораздо больше, чем в нашем театре в Уфе, – пояснил перед началом художник-постановщик спектакля Иван Складчиков. – И мне пришлось “поколдовать”, чтобы зрители этого не заметили».
Из зала, впрочем, смотрелось отлично, и напротив, возникало ощущение, что спектакль создавался «на вырост» – с имперским размахом, невиданной роскошью костюмов (362!) и впечатляющим количеством участников. Год назад на премьере в Уфе мы долго обсуждали с Иваном, какой это был кропотливый труд, как художник изучал разные национальные традиции – ведь среди персонажей оперы есть и бретонцы, и римляне, и аквилейцы, и гунны. Шитье, аппликация – все делалось вручную, ткани выбирались не из дешевых – зато в антураж Большого, с его помпезностью и красным бархатом, декоративная часть вписалась идеально.
В «Аттиле» все крутится вокруг центрального героя, неукротимого воина и вальяжного правителя, и тут было очевидно: Ильдар Абдразаков в заглавной партии обеспечивает постановке мировой уровень. Этот бас переживает расцвет своей карьеры, он «на пике», и его головокружительная вокальная свобода очаровывает с первых нот. Но Ильдар не из тех, кто сияет на тусклом фоне: его партнеры в этот вечер были сплошь звезды. Рядом блистал баритон Василий Ладюк – римский полководец Эцио, не скрывающий, что готов пойти против своевольного варвара. Он участвовал и в первых спектаклях в Уфе, и к московским гастролям вжился в вокальную партию, звуча мощно, выразительно, играючи справляясь со всеми виртуозными моментами. Вероника Джиоева – частый гость в Большом, она хорошо знает все плюсы и подвохи этой сцены и умело подает себя. Партию Одабеллы, пленницы, которая мечтает убить Аттилу, но в то же время питает к нему слабость, она спела с присущим ей мастерством, вуалируя сложности с верхами тонкостью нюансировки, искусной филировкой нот и точным распределением кульминационных зон. Владей этим искусством Владимир Орфеев, возможно, он смог бы с меньшими потерями провести партию Форесто. С другой стороны, башкирский тенор ввелся в спектакль буквально в последние дни, когда стало ясно, что приглашенный ранее тенор-итальянец из-за коронавируса не сможет приехать в Москву. И в ситуации форс-мажора не потерял присутствие духа и артистически достойно дополнил ансамбль, как и исполнители второстепенных персонажей: роскошный бас Артур Каипкулов – Леоне и звонкий тенор Айдар Хайруллин – Ульдино.
Педантичный, требовательный главный дирижер театра Артем Макаров продемонстрировал вышколенность хора и оркестра, ровно и уверенно проведя весь спектакль. Но не только технической стерильностью, но и эмоциональной взрывчатостью запомнилось это исполнение. Недаром многие коллеги, не сговариваясь, отмечали, что башкирам удалось проникнуться вердиевской стилистикой и «говорить» на его языке без акцента.
Поздравляя земляков с победой, Радий Хабиров поделился приятной новостью: с руководством Большого достигнута договоренность о следующих гастролях. Планы пока строить никто не может, но осознание факта, что экзамен на творческую состоятельность пройден успешно, должен поддержать артистов в это нелегкое время.