Юбилей Бетховена провоцирует музыкальный мир не только на исполнение, пристальное изучение и популяризацию произведений венского классика, но и на креативное осмысление его наследия в истории музыки. Многие театры и фестивали заказывают сочинения, так или иначе связанные с творчеством великого композитора. Первым специальным проектом австрийского театра «Ан-дер-Вин» в рамках специальной программы стала мировая премьера оперы немецкого композитора Кристиана Йоста «Эгмонт».
Очевидная связь с бетховенским наследием определяется сюжетом оперы и главным героем, графом Эгмонтом, носителем революционных идей, столь близких сердцу Бетховена. В свое время композитор получил заказ от дирекции венского придворного театра написать музыку к трагедии «первого немецкого поэта» – Гёте. Премьера спектакля состоялась в 1810 году, а увертюра «Эгмонт» получила широкую популярность.
Идея оперы на сюжет «Эгмонта» принадлежит интенданту «Ан-дер-Вин» – Роланду Гайеру. Именно он пригласил к сотрудничеству Кристиана Йоста, а также Кристофа Климке – автора, который уже не в первый раз обращается к жанру оперного либретто. Йост имел дело с симфониями Бетховена как дирижер, в 2000 году занимал должность «композитора в резиденции» в Бетховенском оркестре в Бонне, да и в своем творчестве многократно ссылался на классика (вокальный опус An die Hoffnung или «Диабелли-вариации», написанные специально для пианиста Рудольфа Бухбиндера). Однако в «Эгмонте» нет ни одной явной или скрытой цитаты – музыка оперы иная по стилю, близкая экспрессивным партитурам Рихарда Штрауса и звуковой палитре Франца Шрекера, с легкой примесью американского минимализма. Из бетховенских идей сохранилось стремление к драматургической целостности партитуры – константное музыкальное напряжение, не отпускающее слушателя ни на минуту. По словам композитора, его «Эгмонт» наследует не столько стиль, сколько философский дух Бетховена – свободу мышления, сильные ритмические импульсы и ясную метрическую основу. Также по договоренности с театром композитор использовал бетховенский состав оркестра, добавив лишь рояль, вибрафон и маримбу.
Драма Гёте «Эгмонт» тоже явилась лишь опорной точкой для либретто оперы. На первый план выходит фигура Клары (в оригинале – Клерхен), невесты графа Эгмонта (не случайно опера начинается и заканчивается цитатой из знаменитого письма к бессмертной возлюбленной). Количество действующих лиц по сравнению с оригиналом заметно сократилось, существенную роль в опере играет хор – личная драма главных героев развивается на фоне трагедии целого народа. Драматургическим центром оперы становится диалог между графом Эгмонтом (тенор Эдгарас Монтвидас) и его антагонистом, герцогом Альбой (баритон Бо Сковхус и вокально, и артистически лидирует в этом ансамбле) – жестокая схватка за понимание роли и места власти в обществе, в которой музыкальное напряжение достигает наивысшей точки.
При этом следует признать, что вокальные партии выписаны достаточно однообразно (звезда венской оперной сцены меццо-сопрано Ангелика Кирхшлагер в роли Маргариты Пармской на сцене обворожительна, но петь ей почти нечего), тогда как оркестровая партитура заслуживает самой высокой оценки, чему немало способствует Симфонический оркестр Венского радио под управлением Михаэля Бодера.
Как уже было сказано, своя важная миссия – у хора (как всегда безукоризненный Хор имени Арнольда Шёнберга). Действие оперы происходит в Нидерландах, которые борются за освобождение от испанского владычества, и композитор блестяще использует в хоровой партии аллюзии на фламандскую хоровую полифонию. Хор почти постоянно находится на сцене, становясь свидетелем, участником и главной жертвой исторической драмы.
Зрелищная постановка (режиссер Кит Уорнер) не чурается ни цирковой акробатики, ни пафосной символики, ни реалистичных сцен насилия. Несмотря на укрупнение отдельных сюжетных линий, драматургия оперы периодически провисает, распадаясь на отдельные эпизоды. Впрочем, одно из лучших мест в опере – диалог кровожадного герцога Альбы и его сына Фердинанда. Юный Фердинанд переживает всю мучительную гамму кризиса выбора молодого поколения: осознания правоты жертвы, виновности отца, преданности семье, искушения властью и извечного противопоставления «свобода = анархия против сила = стабильность». Мучимый проблемой выбора, в финале оперы юный Фердинанд выбирает самого себя, избавляясь разом и от наивного борца за свободу Эгмонта, и от отца-кровопийцы.
В оценке оперы венская критика заняла позицию от сдержанно доброжелательной до очень доброжелательной, а публика отдала должное музыкальной выразительности, зрелищности и, главное, компактности одноактной оперы. Очевидно, что в современном оперном репертуаре появился качественный и прекрасно претворенный в жизнь новый продукт, который, впрочем, не потряс основы музыкального театра. В защиту оперы хочется сказать, что и премьера «Фиделио» Бетховена в том же театре в свое время не произвела большого впечатления на современников. На юбилейной выставке в фойе театра приводятся выдержки из дневников первых зрителей оперы. Австрийский офицер и английский врач проводят свои дни в Вене в дни премьеры «Фиделио» и наблюдают жуткие сцены из жизни города, только что захваченного Наполеоном. Личные записи пестрят приметами времени: стрельба, беженцы, бурные политические дебаты и, конечно же, поход в театр. Не сговариваясь, оба отзываются об опере Бетховена как о крайне скучной и однообразной. Возможно, и в оценке «Эгмонта» историческая дистанция все расставит по своим местам.