Алексей Круглов. Барочное искусство | Современная гармония. Fancy music
Релизы

Алексей Круглов. Барочное искусство | Современная гармония. Fancy music

Московский саксофонист Алексей Круглов записал при поддержке звездных гостей альбом музыки Иоганна Себастьяна Баха. Известный импровизатор ассоциируется с фри-джазом, лейблом Leo Records и продолжением блестящих отечественных традиций стиля 80‑х – 90‑х годов прошлого века. Но московские афиши нередко приглашают на его концерты с околоакадемическим репертуаром, которые проходят в Соборе Петра и Павла и в других подобных залах. Вершиной процесса стали блестящие альбомы Квартета Алексея Круглова и Яака Соояара – «Могучая кучка» (ArtBeat Music, 2014) и Алексея Круглова и Юлии Иконниковой – «Shades Of Classics» (АРТсервис, 2015).

Теперь история получила продолжение: Алексей записал альбом импровизаций и интерпретаций тем Баха. Помогли ему органисты Игорь Гольденберг и Юлия Иконникова и гитарист Яак Соояар, на творческом пути которого были и гастроли по всей Европе, и организация, и вице-президентство эстонской джазовой федерации. Уместно вспомнить, как Соояар в составе Ансамбля Андреса Мустонена исполнял в Москве программу Баха.

Когда Алексей играет старинную тему, аранжированную для саксофона, музыкант деликатен и учтив. Однако когда музыка переходит в зону фри, ему в руки попадают все рули и ветрила. Особо это слышно в теме из Сюиты для оркестра № 2, с которой, казалось бы, следовало обращаться как с изделием из тончайшего фарфора, сдувая с нее чужеродные пылинки. Круглов, напротив, «выдувает» из нее фигуру странных, актуальных форм, используя игру на мундштуке и звук препарированного инструмента – совсем не баховские тембры. Так же вольно музыкант поступает с Токкатой и Фугой d-moll. Прекрасно звучат спонтанные импровизации – вариации монограммы ВАСН (си-бемоль-ля-до-си), а заканчивается альбом прозрачной и медитативной обработкой хоральной прелюдии «Ich ruf zu Dir, Herr Jesu Christ».

То, как тут общаются с наследием великого Иоганна Себастьяна,– не поклонение и не приношение, а полистилистический разговор на равных. Из оригинального материала рождаются импровизации, которые, казалось, были в нем всегда, а пьесы с влиянием модальности или новоджазовые приемы, в свою очередь, прямо отсылают к музыке великого классика. Бах был проповедником и проводником свободной полифонии – и эта его свобода оказывается близка нынешней практике свободного музицирования.
Самое же удивительное, что Круглов не идет на «компромисс» с классикой, не старается сделать «как надо». Он играет свою музыку, и его препарированный альт-саксофон прекрасно вписывается в благородно плывущий звук органа и чуткие аккорды гитары.

http://fancymusic.ru/alexey-kruglov-baroque-art-contemporary-harmony/