Kate Lindsey <br>Arianna <br>Arcangelo <br>Jonathan Cohen <br>Alpha Релизы

Kate Lindsey
Arianna
Arcangelo
Jonathan Cohen
Alpha

В репертуаре меццо-­сопрано Кейт Линдси (США) есть музыка всех эпох и стилей, хотя центр тяжести ­все-таки приходится на барочные и моцартовские оперы. Ее голос, небольшой, но гибкий и удивительно красивый по тембру, кажется идеальным медиумом для этой музыки.

Альбом «Арианна» – три произведения на сюжет древнегреческого мифа о царевне Ариадне, покинутой своим возлюбленным. Сюжет вполне канонический, но в эпоху барокко сюжеты как таковые ценились не слишком сильно. Они часто переходили из оперы в оперу, к новому сезону создавались новые произведения, а те, что были прежде, за редким исключением забывались. Сюжет был поводом для создания увлекательного действа, а действо – поводом для демонстрации певцами и музыкантами чудес виртуозности.

Сейчас музыка барокко приобретает дополнительное психологическое измерение, изначально в ней отсутствовавшее. Там, где в музыке подразумевался аффект, теперь видят богатую внутреннюю жизнь персонажа, колоратуры и фиоритуры, бывшие ничем, кроме демонстрации технического мастерства, наделяются глубоким смыслом. Сюжеты тоже становятся важными – их помещают в контекст, пытаются сказать через них нечто важное о современности. И Кейт Линдси, которая может сделать из любого музыкального материала настоящий психологический театр, находится здесь на своем месте.

Кантата Скарлатти L’Arianna (Ebra d’amor fuggia) и кантата Генделя Ah! Crudel, nel pianto moi написаны в 1707 году. Гендель тогда был в Риме, Скарлатти – точно неизвестно, скорее всего, тоже в Италии. Композиторы-­ровесники, композиторы-­соперники создали два чрезвычайно разных произведения.

В кантате Скарлатти разворачивается весь сюжет мифа от начала и до конца. Музыка витальна, вычурна, аффекты разнообразны и чередуются с чрезвычайной легкостью. После нежной любви в арии Pur ti stringo o mio diletto, в арии Ingoiatelo (где Ариадна просит море поглотить предателя Тесея) появляются гневные проклятия, за ней вскоре следует и полная скорби ария Struggiti, o core и примирение со своей судьбой в финале.

Здесь Кейт Линдси показывает чрезвычайно разнообразную палитру красок, сравнимую с той, что есть в пении Чечилии Бартоли. Строгую и куда менее легкомысленную музыку Генделя она поет более плотным и весомым звуком.

Кантата Генделя охватывает только последнюю часть сюжета – скорбь и примирение с судьбой. Вступление, сделанное по традиционной схеме ABA. A написано в мажоре, а B – в миноре, это вселяет надежду на счастливый финал. И действительно, после самой трагической арии, название которой совпадает с названием кантаты, чувство меняется, светлеет, и сюжет приходит к хэппи-энду. Правда, барочному, менее счастливому, чем голливудский: в завершающей арии Per trofei di mia costanza Ариадна поет о надежде на награду за свою верность.

Последнее произведение, кантата Гайдна «Ариадна на Наксосе» написана в 1789 году, уже в совершенно другую эпоху. Это прекрасно-­благодушный классицизм с умеренными, взвешенными аффектами. Оркестр Arcangelo под управлением Джонатана Коэна легко меняет звучание, от канонически-­барочного звука первых двух кантат переходит к мягкому, но вместе с тем строгому звуку, соответствующему гайдновской музыке. Кейт Линдси, которая, похоже, чувствует себя прекрасно в музыке любой эпохи, здесь тоже меняет экспрессию. От барочных «белых нот», которые так симпатичны в Генделе, от мастерски сделанных речитативов в Скарлатти она уходит в сторону куда более умеренного и «правильного» пения: всего Гайдна она поет собранным округлым звуком, иногда позволяя себе приоткрыть ноту или облегчить звучание голоса, добавляя оттенков в голосовую палитру.