Debussy. Rameau <br>Víkingur Ólafsson <br>Deutsche Grammophon
Релизы

Debussy. Rameau
Víkingur Ólafsson
Deutsche Grammophon

Исландский пианист Викингур Олафссон представил свой третий альбом, изданный Deutsche Grammophon. В отличие от предыдущих релизов, здесь сразу два главных героя – Клод Дебюсси и Жан-­Филипп Рамо. Музыка французских мастеров в исполнении Олафссона обретает нетипичное звучание и оказывается привлекательной для современного слушателя.

Опусы Клода Дебюсси обрамляют трек-лист альбома: в самом начале – авторская транскрипция оркестрового вступления к кантате La damoiselle élue («Блаженная дева»), которая практически не звучит в репертуаре современных пианистов; последний трек – «Посвящение Рамо» из первой тетради «Образов». На протяжении всего альбома импрессионистские краски чередуются с миниа­тюрами Рамо, в которых особенно пленяет незатейливость и точность передачи конкретного образа или жанровой зарисовки. Викингур Олафссон крайне внимателен к мельчайшим деталям – гравюры эпохи Рамо превращаются в дагерротип и фотографии времен Дебюсси.

Ясность в выражении чувств, точность и собранность формы – вот что особенно ценил Дебюсси в композициях Рамо. Эти черты вбирает в себя и интерпретация Олафссона, отличающаяся утонченным вкусом и строгой элегантностью. Дебюсси и Рамо, которые отделены друг от друга почти двумя столетиями, воспринимаются как два современника – вполне закономерно и естественно звучит пьеса Рамо Les tendres plaintes, появляющаяся сразу же после миниатюры «Снег танцует» из «Детского уголка» Дебюсси. На протяжении альбома одно постепенно переходит в другое – токкатное начало «Садов под дождем» из «Эстампов» Дебюсси сменяет сухое и моторное Рондо великого французского клавесиниста. Есть, конечно, и контрасты: наивная La Cupis, которая звучит после красочной и мистической «Ундины» Дебюсси, или взрывная La joyeuse Рамо, появляющаяся после умиротворенных «Шагов на снегу».

Композиция The Arts and the Hours открывает вторую половину альбома. Это фортепианная транскрипция Викингура Олафссона на основе интерлюдии из «Бореад» Рамо. В своей последней опере французский мастер использует достаточно смелые гармонические последования – пианист подчеркивает многотерцовые аккорды и пряные диссонантные созвучия. В то же время широкое дыхание и медитативность The Arts and the Hours ассоциируются с медленным течением времени в пьесах Филипа Гласса (не случайно первый альбом, изданный Deutsche Grammophon, «исландский Гульд» посвятил этому герою).

В «Debussy – Rameau» Викингура Олафссона нет тех ярких красок, какие можно увидеть на обложке альбома. Для пианиста слышание французской музыки раскрывается не в обнаружении сильных аффектов, скорее – в бесстрастности и неброскости звучания (во многом этому способствует кристальный звук рояля Steinway, на котором был записан альбом). Графичность линий и холодная красота французской музыки под пальцами Викингура Олафссона превращаются в звуковую скульптуру, которую можно лишь тихо созерцать.