Облако звуков Мнение

Облако звуков

Потоковое онлайн-­вещание как «медиа будущего»

Ситуация, сложившаяся в музыкальной индустрии и звукозаписи, претерпела за последние полвека драматические изменения. Мощный рост продаж пришелся на 60-е годы, когда тинейджеры стали основной целевой группой потребителей музыкальных носителей. Битломания и «британское вторжение», свингующий Лондон, «лето цветов», массовые фестивали под открытым небом, социальные и протестные темы в творчестве рок-исполнителей, появление новых музыкальных направлений и звезд, расцвет эры Hi-­Fi – все это привело к значительному распространению винила в 60–70-х годах.

Появление компакт-­диска в начале 80-х значительно изменило картину на рынке физических носителей: впечатляющий рост продаж CD продолжался вплоть до 2000-х, но затем ситуация кардинально изменилась. Если брать в качестве примера крупнейшего представителя музыкальной индустрии – США, то можно проследить, как с пиковых 21,5 миллиардов в 1999 году рынок обвалился до 7 миллиардов продаж в 2014-м. Затем вновь наметился определенный прогресс, но уже за счет стриминговых сервисов. Правда, цифры пока не столь впечатляющие.

Динамика продаж музыкальных носителей в США в 1980-2019 (данные RIAA, Statista)

Дадим определение стриминга (от английского streaming – «потоковый»). Это способ передачи данных (в нашем случае аудио или видео) от провайдера сервиса к конечному потребителю, при этом сам контент (файлы) находится на удаленном сервере, и, что важно, для его воспроизведения на компьютере или гаджете не требуется загрузка файлов, что существенно экономит дисковое пространство. То есть фактически стриминг – потоковое онлайн-­вещание. При этом воспроизведение может идти как с телефона, так и по более сложной схеме, например, с компьютера на домашнюю Hi-­Fi-систему.

Итак, основным трендом начала XXI века стали стриминговые сервисы. Всего за четыре года – с 2015 по 2019-й  число пользователей Spotify возросло с 65 миллионов до 271 миллиона. И это данные только одного провайдера, а есть еще Google.Play, Apple Music, YouTube, SoundCloud, Deezer, Tidal, отечественные – Яндекс.Музыка, Boom (ВКонтакте). В США количество платных подписчиков стриминговых сервисов уже превысило 50 миллионов человек.

Тенденции последних пяти лет напоминают картину, аналогичную второй половине 80-х, когда продажи аналоговых носителей – винила и кассет – значительно сократились, и лидерство захватили компакт-­диски. Сейчас мы видим падение рынка физических носителей в целом, и даже ренессанс винила не может повлиять на общую картину.

Важный момент: люди стали чаще проявлять интерес к отдельным песням, чем к альбому целиком. С полумиллиарда в США в 2007 году объемы продаж альбомов сократились до 113 миллионов в прошлом году. Динамика этого падения убедительна.

Падение продаж альбомов в США (данные Nielsen Music, Statista)

Конечно, эра концептуальных альбомов, да и просто реальных шедевров, ушла в прошлое. Время сжимается для потребителя, и он может его тратить, лишь бегло пролистывая треки, делая выбор в пользу любимых песен и индивидуального плейлиста. Еще один фактор: интернет и «вирусное» распространение хороши для продвижения отдельно взятой песни, но не альбома. Его формат слишком «громоздкий».

Миллиардные стриминговые прослушивания, миллионные скачивания цифровых файлов и лишь сотни тысяч продаж физических носителей – все это отличает структуру продаж лидеров прошлого года: Post Malone, Drake, Billie Eilish, Lil Nas X. Напомню, что Билли Айлиш стала абсолютным триумфатором премии «Грэмми», выиграв все четыре основные номинации: «Песня года», «Альбом года», «Запись года» и «Лучший новый исполнитель». Кроме того, она победила в номинации «Лучший вокальный поп-альбом».

С развитием таких сервисов, как YouTube, видеоряд приобретает совсем иное значение, чем клипы, снятые для телевидения: YouTube становится одним из основных каналов продвижения. Иногда какая-та «фишка» в видеоряде влияет на успешность раскрутки песни больше, чем сами мелодия и аранжировка, но есть и примеры, когда уже имеющие устоявшуюся аудиторию музыканты выпускают простые бюджетные ролики c минималистическим видеорядом – просто чтобы песня была представлена в видео­сервисах (например, последние «клипы» Пола Маккартни и The Black Keys).

Значение видео возрастает и в классической музыке. Крупнейшие филармонические площадки запускают возможность платного или бесплатного просмотра концертов и в условиях ограничений нынешней пандемии COVID-19 расширяют эти возможности за счет безвозмездных трансляций из пустых залов. Набирают популярность такие ресурсы, как интернет-­телевидение с пакетами подписок и небольшим количеством бесплатных записей концертов (пример – Medici.tv). В прошлом году только 18 процентов продаж классической музыки было достигнуто за счет физических носителей, 15 процентов – за счет продаж цифровых файлов, но 61 процент (!) – за счет аудио­стриминга (данные по США). Даже в таком респектабельном и консервативном сегменте классической музыки стриминг убедительно побеждает физические носители.

При этом влияние традиционных радио и телевидения на музыкальную индустрию продолжает снижаться. В машинах перестают появляться CD-проигрыватели. Ожидается, что радиоприемники вскоре будут заменены на интернет-­устройства с доступом к Google.Play, Apple Music, Яндекс.Музыке и к прочим сервисам и ресурсам.

Очевидно также, что в ближайшие годы с расширением возможностей и качества интернет-­доступов стриминговые сервисы будут расширяться. Уже сейчас их качество звука достигло неплохого уровня, а с появлением нового поколения мобильной связи может оказаться приближено к качеству компакт-­дисков (то есть это будут уже не сжатые форматы MP3, а WAV или иные более высокие стандарты). Физические носители будут незначительно представлены, например, бюджетными клубными изданиями компакт-­дисков и даже «хипстерским» форматом Lo-­Fi компакт-­кассет, продаваемых на концертах молодых и альтернативных исполнителей. Винил, если не рассматривать уже существующий антикварно-­букинистический рынок изданий 50–80-х годов, останется в «премиум»-сегменте коллекционеров и аудиофилов, но его тиражи вряд ли смогут превышать значения десяти тысяч экземпляров.

Продажи компакт-­дисков продолжат падать, смещаясь в нишу изданий для коллекционеров. Переиздания будут четко дифференцированы на дешевые боксы и де-люкс-издания с дорогими многостраничными буклетами и новыми ремастерингами. Скачивание файлов высокого разрешения (Hi-­Res) окажется в небольшом аудиофильном сегменте для тех, кто решился отказаться от компакт-­дисков дома или частослушает музыку с Hi-­Fi-плееров, имеющих возможность использовать Hi-­Res-файлы. Более того, когда потребитель «распробует» систему, когда музыка из интернета начнет поступать на приличный цифро-­аналоговый преобразователь, а затем в домашнюю систему на хороший усилитель и акустические системы, то это еще сильнее ударит и по аудиофильской аудитории и отразится на скачивании файлов и покупке винила. Более того, если новодельные издания винила сохранят текущее, увы, не самое высокое качество, явно проигрывая старому винилу и редким и дорогим аудиофильным изданиям, это может поставить под сомнение и дальнейший рост продаж пластинок. Конечно, очень не хочется потерять этот формат, но пройдет время, и потребитель станет более требовательным к его качеству. Расчет на «хипстерскую» волну и «винил – лучший подарок» не может быть долгим фактором поддержки роста продаж.

Итак, не надо быть футурологом, чтобы предсказать уверенную победу стриминга. Однако, хоронить привычные форматы преждевременно: сегмент рынка физических носителей, так или иначе, продолжит сжатие, и для них важно свое четкое позиционирование, уникальное продуктовое предложение и правильный поиск своей целевой аудитории потребителей.

Даже появление звезд уровня новых «Битлз» вряд ли изменит сложившуюся картину, хотя, конечно, рынок уже давно ждет больших настоящих, неоднодневных звезд. Если обратиться к статистике продаж винила в США, то десятка лидеров на три четверти представлена переизданиями альбомов «классиков» жанра. Пятьдесят лет спустя пластинка «Битлз» Abbey Road, последняя запись ливерпульской четверки, вновь на вершине чартов.

Топ-10 Продаж винила

Исполнитель

Название альбома

Проданных копий

1

Beatles

Abbey Road

558 000

2

Pink Floyd

Dark Side of the Moon

376 000

3

Саундтрек к фильму «Стражи галактики»

Guardians of the Galaxy: Awesome Mix Vol. 1

367 000

4

Bob Marley & The Wailers

Legend

364 000

5

Amy Winehouse

Back to Black

351 000

6

Michael Jackson

Thriller

334 000

7

Beatles

Sgt. Pepper’s Lonely Hearts Club Band

313 000

8

Fleetwood Mac

Rumours

304 000

9

Miles Davis

Kind of Blue

286 000

10

Lana Del Rey

Born to Die

283 000

При подготовке публикации использовались данные, представленные в отчете Year-­End Music Report U. S.2019, подготовленном The Nielsen Company. Но я уверен, что общие тенденции характерны для всего мира, пусть в некоторых странах они будут столь явными с незначительной временной задержкой.