Релизы

Juan Diego Flórez.Mozart. Orchestra La Scintilla, Riccardo Minasi.Sony

Rolando Villazón Mozart. Concert Arias. London Symphony Orchestra, Antonio Pappano Deutsche Grammophon

Juan Diego Flórez.Mozart. Orchestra La Scintilla, Riccardo Minasi.Sony

Мы уже привыкли к прекрасному пению теноров в операх Моцарта, на итальянском языке или немецком. И тем не менее интересно сравнить два альбома таких разных артистов, как перуанец Хуан Диего Флорес и мексиканец Роландо Вильясон. Второй много и часто поет Моцарта, записал главные партии в шедеврах на тексты Лоренцо да Понте и стал недавно художественным руководителем Моцартовской недели в Зальцбурге. Первый ограничивался до сих пор лишь студенческим опытом, достиг высшей формы в операх итальянского бельканто и только собирается воплощать на сцене роли в великих опусах Моцарта. Вильясон – певец шарма и выразительности, человечности и участия, страсти и эмпатии. Флорес – аристократ звука, материя его голоса сама несет большой внутренний заряд, он берет красотой вокала, которую преобразует в личностный контент.
Два разных музыкантских подхода: у Флореса аутентистский оркестр La Scintilla из Цюрихской оперы под руководством тщательного Риккардо Минази, у Вильясона – мейнстримные Лондонские филармоники во главе с Антонио Паппано, главные достижения которого не касаются в первую очередь венского классика. На первом месте у Флореса, как всегда, аристократизм и одухотворенность пения, у Вильясона – проникновенность и выразительность, непосредственность и обаяние, берущее за душу. Собственно говоря, за душу берут оба, но совсем по‑разному.

Выбор арий тоже разный. У Флореса – джентльменский набор: от Александра в «Царе-пастухе» и Идоменея до Тита и Тамино, драмы и зингшпили в одном флаконе. У Вильясона – концертные арии, каковых теноровых у Моцарта не так уж мало, в том числе трагические и драматические, но и комические тоже: включая скороговорку на пути к Россини («Clarice cara mia sposa», в ней поет сам выдающийся дирижер, и это у него выходит весьма удачно!).

Голос Флореса пленяет. Певец так владеет дыханием, что, слушая арии Дона Оттавио и Бельмонта, нам приходится издавать возгласы восторга. Отдельные высокие ноты светятся таким огнем, будто в них поселились солнечные лучи. Огранка музыкальной ткани в целом изящна, как на перегородчатых эмалях. Альбом – словно нежные картины «старых мастеров».

Вильясон покоряет и чарует. Он вселяет в звуки всё свое существо. Его личные «впрыски» в музыку так сильны, что нас не покидает ощущение: мы смотрим новый артхаусный фильм на хорошо знакомый сюжет.

Два разных артиста дают нам двух разных Моцартов. И сам композитор, мне кажется, был бы очень доволен, слушая оба этих альбома: моцартовским тенорам свойственны и сладкозвучие, и экспрессия в равной мере.