Чем дальше — тем ближе События

Чем дальше — тем ближе

Ensemble Modern в проекте «On air»

Один из ключевых игроков в пространстве новой академической музыки, европейский ансамбль Ensemble Modern, празднует в этом году 40-летие. И по иронии судьбы именно теперь коллектив оказался искусственно разобщен пандемийными запретами совместного пребывания. Но центростремительная сила, ставшая обратным следствием карантинных заточений, сближает всех и вся. Так и здесь – обосновавшись в мансарде своей франкфуртской штаб-квартиры, музыканты вышли на связь со всем миром в проекте серии онлайн-концертов «On air» («В эфире»). Название занимательное, если перевести его дословно: «по воздуху» сейчас передается не только информация любого рода, но главным образом вирус.

Теперь ансамблю из 20 человек оставаться на плаву можно разве что «с подвывертом». Следствием мер по сохранению дистанции стала особая программа, в которую вошли лишь сольные сочинения и дуэты. Последние составили неочевидные тембровые сочетания: маримбы и виолончели в пьесе «Mariel» Освальдо Голихова, рояля и малого барабана в «Gemini Dances 6» Говарда Скэмптона, флейты и скрипки в «Due Voci» Стефано Герванзони. Звукоизобразительная музыка «Covid auf Reisen» одного из участников ансамбля, Уве Дирксена, тембром его тромбона и электроники буквально обрисовала путешествия вируса – по улицам, транспорту и клубам мегаполисов. Несложно догадаться, кто из инструментов «исполнял» роль ковида: звучание тромбона часто символизировало «инородные силы» и в музыке прошлых столетий. Имена всех этих композиторов для российской публики не слишком известны: у нас они возникают в предельно узких кругах – и совсем редко на больших сценах. И наоборот, сольные выступления были связаны с сочинениями классиков авангарда, известных во всем мире. Препарированный рояль в «Музыке для Мориса Дюшана» Джона Кейджа, ветвящиеся пассажи перкуссии в «Rebonds B» Яниса Ксенакиса – все эти тембровые тонкости в отлично организованной трансляции смогли протиснуться сквозь пятую стену онлайна, так внезапно отвлекшую мир от постоянных попыток разрушить четвертую.

Несмотря на то, что проект «On air» заявлен как серия концертов, все это не было концертом в привычном понимании. Небольшие пьесы скорее прослаивали эфир-дискуссию, в котором на расстоянии не меньше метра друг от друга представители франкфуртской правозащитной организации medico international и участники ансамбля обсуждали всемирные проблемы вокруг Covid-19. К слову, с метражом здесь произошло вовсе не отдаление: юридический адрес medico international находится в ста метрах от штаб-квартиры ансамбля, и тут они стали еще ближе.

В нынешним году в честь 40-летия ансамбль заказал 40 произведений композиторам из разных стран мира, они выйдут на юбилейном CD. Россию в этой программе представит Владимир Тарнопольский. Сущность камерного музицирования заключается в объединении людей, и в большей степени – в их духовном объединении. И теперь камерная музыка как нельзя лучше олицетворяет эти парадоксальные пандемийные времена, когда чем дальше – тем ближе. Возможно, одним из культурных последствий периода изоляции станет появление множества новых камерных сочинений – как символа эпохи карантина.

Лучше, мама, не пищи События

Лучше, мама, не пищи

В Театре Сац поставили «Сказку о глупом неразумном мышонке»

Победа над собой События

Победа над собой

Госоркестр Башкортостана и Денис Мацуев дали концерт в Большом зале Московской консерватории

Луч света во тьме безысходности События

Луч света во тьме безысходности

Новую «Силу судьбы» Верди в Метрополитен-опере, которая не обновлялась там на протяжении тридцати лет, поставил польский режиссер Мариуш Трелиньски. В партии Леоноры выступила норвежская звезда Лиз Давидсен, а ее озлобленного мстительного брата Дона Карлоса исполнил Игорь Головатенко

Диалектика Валерия Полянского События

Диалектика Валерия Полянского

В Концертном зале имени Чайковского художественный руководитель Государственной академической симфонической капеллы России отметил свое 75-летие