Из-за пандемии коронавируса образовательные учреждения, обучающие будущих музыкантов, были вынуждены перейти на дистанционный формат проведения занятий. С какими проблемами встретились студенты и преподаватели, и как онлайн-обучение повлияет на качество творческого образования, разбиралась «Музыкальная жизнь».
В конце марта все учебные заведения в России перевели “на удаленку”. И с первого же учебного дня российские школьники и студенты столкнулись со множеством сложностей. Ученики и их родители жалуются на регулярно возникающие сбои в работе образовательных интернет-платформ (их несколько, единой нет до сих пор), на невозможность вовремя попасть в «класс», а также на низкое качество виртуального обучения. К нововведениям оказались не готовы и сами педагоги: методика проведения онлайн-уроков просто отсутствует. Еще больше вопросов –у учеников музыкальных школ и студентов музыкальных вузов, которым необходимо не только учить теорию, но и регулярно репетировать.
Наталья Степанова (на фото слева) учится на третьем курсе МГИК по специальности «оперное пение». До перехода на дистанционный формат обучения она выступала и репетировала в стенах своего вуза, а теперь вынуждена делать это по WhatsApp. «Конечно, это ужасный вид обучения, нам всем очень сложно, – говорит Наталья. – Например, те, кто в институте занимались на “живом” фортепиано, дома вынуждены играть на электронном инструменте, поскольку у многих другого попросту нет. А это принципиально иной характер звука, многие ноты не “доходят” до педагога, а их важно слышать». Сложно заниматься и вокалом, рассказывает собеседница «Музыкальной жизни»: связь периодически прерывается, приходится перезванивать, ждать, когда будет хорошее соединение. «Мои занятия проходят примерно так, – добавляет Наталья Степанова. – Мы созваниваемся с преподавателем по видеосвязи. Она играет на инструменте, а я пою, получается, перед телефоном. Конечно, иногда я ее слышу с задержками, помехами, что тоже отвлекает. Но в любом случае это лучше, чем вообще ничего не делать».
Один из ведущих российских музыкальных вузов – Московская государственная консерватория имени П. И. Чайковского – официально перешел на дистанционный формат обучения с 4 апреля. Для работы со студентами вуз использует лицензионную программу Microsoft Teams – на базе этой платформы проходят как лекционные занятия, так и индивидуальные по специальности. Как пояснили в Московской консерватории, данная программа – не универсальный вариант для всех, каждое образовательное учреждение самостоятельно решает, как организовать дистанционное обучение. В некоторых вузах ограничиваются Zoom или WhatsApp. Несмотря на неплохое в целом качество работы Microsoft Teams, тем не менее и этот софт не стал панацеей для обучения будущих музыкантов.
Профессор кафедры хорового дирижирования Московской консерватории Александр Соловьёв рассказал, что пока нет такой платформы для дистанционного обучения, у которой на сто процентов отсутствовали бы какие-либо погрешности в работе. «Но, по крайней мере, ресурсы Microsoft Teams позволяют собираться в том числе большим числом слушателей, – добавил профессор. – Например, Камерный хор Московской консерватории – а это более сорока человек – благодаря этой программе имеет возможность получать задания и обсуждать с преподавателем, кто какие партии учит. То есть я говорю – и сорок человек меня слышат, а когда тот или иной собеседник вступает в диалог, его портрет тут же появляется на экране. Это достаточно удобно».
Но если говорить о коллективных формах творчества, то, по мнению Александра Соловьёва, в нынешних условиях проводить полноценные репетиции в принципе невозможно. Однако программа позволяет преподавателю давать задания индивидуально каждому певцу, например, выучить и сдать свою партию, чтобы после окончания режима самоизоляции коллектив мог воссоединиться и совместно исполнить то или иное сочинение. «В том, что сейчас многие исполнители индивидуально записывают какие-то партии, а потом составляют панораму кадров –некую имитацию коллективной работы – искусства практически нет, – добавляет профессор. – Это просто красивая визуализация того, что хотелось бы получить в реальности, а не фактическое решение творческой задачи».
О невозможности в удаленном формате проводить полноценные репетиции и спевки сказал в интервью «Музыкальной жизни» и главный режиссер и худрук оперной труппы Театра имени Станиславского и Немировича-Данченко Александр Титель. По его словам, у студентов сохраняются лекционные предметы онлайн, а уроки актерского мастерства педагоги проводят в той мере, в какой это возможно через программу Zoom. «Дистанционное обучение актерскому мастерству – это профанация, блеф, – добавил Титель. – Даже лекционные предметы, когда лекции проходят в аудитории, имеют совсем другой результат, чем онлайн, поскольку есть эффект реального общения, невозможного в сети».
Не только «практики», которым надо репетировать свои партии, сталкиваются со сложностями во время дистанционного обучения, но и студенты, проходящие лекции по теоретическим предметам. Так, профессор кафедры истории зарубежной музыки Московской консерватории Евгения Кривицкая отметила, что в их вузе все предметы так или иначе сопровождаются звуковыми иллюстрациями – будь то уроки гармонии, сольфеджио, анализ форм или история зарубежной музыки. «На занятиях мы должны анализировать ноты и слушать музыку, глядя в партитуру, – рассказывает профессор. – Фактически это возможно только тогда, когда мне удается найти в интернете нужную запись, над которой уже потрудились народные умельцы и вставили ноты как иллюстрацию к звуковой дорожке. Но успешны такие поиски бывают процентов на пятьдесят». В качестве примера Евгения Кривицкая привела изучение зарубежных опер. Тут приходится выбирать: студенты смотрят на экране либо аудиозапись со «вставленным» клавиром, либо видеозапись постановки, но без нот. «То есть технология программ для дистанционного обучения не позволяет решать многофункциональные задачи, поэтому полноценно проводить лекции в таком формате не получается, – добавляет профессор. – Наша задача сейчас – помочь студентам не “потеряться”, дать им базовые знания, ссылки на ноты и книги в интернете, но многое теперь им приходится изучать самостоятельно». В процессе временного перехода на дистанционное обучение многие студенты столкнулись с еще одной проблемой: как оказалось, у большинства учащихся есть только телефон, небольшой экран которого также затрудняет восприятие информации. «Человек смотрит оперу, изучает многострочные партитуры через экран телефона и каким-то образом пытается готовиться к семинару, – добавила Евгения Кривицкая. – В таких условиях получить целостный охват сочинения трудно. Все это крайне неполноценное возмещение реальных лекций».
По итогам месяца, проведенного в режиме дистанционного обучения, неожиданно обнаружилась и положительная сторона этого процесса – хорошая «посещаемость» занятий. «Общаясь с участниками Камерного хора, мне было приятно слышать, что ребята предпринимают несколько больше усилий, чтобы воспринимать знания, – говорит Александр Соловьёв. – Потому что зачастую, посещая лекционные занятия вживую, они, как в свое время говорил профессор Тевлин, “приходя на репетицию, кладут свои тела”. Вот в дистанционном режиме не получается формально отбывать время, поскольку педагоги дают конкретные задания, и их необходимо выполнить и прислать на проверку. А если ты их не присылаешь, сразу видно, что “король-то голый”».
Не менее сложно сейчас приходится маленьким ученикам музыкальных школ. Как отмечают многие педагоги, детям труднее адаптироваться в изменившихся условиях, когда с преподавателем приходится заниматься дистанционно – им не хватает ни интереса, ни усидчивости. Не каждому ребенку удается качественно воспринимать информацию, даже находясь в непосредственном контакте с преподавателем, что уж говорить об онлайн-обучении. Еще одна проблема – невозможность «поставить» руки, например, во время игры на фортепиано. Ведь при «живом» занятии преподаватель тактильно контролирует базовую постановку рук и корпуса, следит, чтобы кисть не была зажатой. Аналогичная ситуация с теми, кто только учится петь: невозможно поставить голос ученику, не контролируя его диафрагму, а также оценить качество исполнения только по записи или по видеосвязи.
Концертирующая артистка и преподаватель фортепиано Екатерина Мечетина, отвечая на вопрос, какой формат обучения для маленьких детей выбрать, отметила, что онлайн-уроки неизбежно влекут за собой существенные искажения звука, «становящиеся критичными для возможности оценки звукового результата преподавателем. Звук плывет, прерывается и тембрально имеет мало общего с оригиналом». Тем не менее, отмечает педагог, видеоуроки – единственно возможный вариант для проведения занятий с младшими школьниками: «Маленькому ребенку намного привычнее находиться в прямом контакте с преподавателем, указывающим ему на ошибки здесь и сейчас и словесно помогающим их исправить».
Возможно ли при дистанционных занятиях повысить уровень художественного мастерства? Екатерина Мечетина категорично заключила, что нет. «Все это – вынужденная мера, призванная по большей части сохранить дисциплину и достигнутый прежде уровень у учеников и студентов в период, далекий от нормального течения жизни, – добавила она. – Ни о каком творческом росте речи быть не может, напротив, мы наблюдаем сейчас явный эмоциональный спад у многих учеников, в обычной жизни чутких и горячо откликающихся на образную сторону исполняемой музыки».
Все опрошенные «Музыкальной жизнью» педагоги выражают опасения, что дистанционный формат обучения может затянуться, а впоследствии стать новой реальностью для учащихся в том числе художественных образовательных учреждений. Так, Евгения Кривицкая отметила, что в любом случае – будет ли вторая волна пандемии или нет – людям еще долго придется сохранять социальную дистанцию. «Наши классы не приспособлены для проведения занятий в тех объемах, которые у нас проходили раньше. Соответственно, это подводит к тому, что дистанционное обучение должно как-то продолжаться, – говорит профессор. – Например, в аудитории площадью 15–20 квадратных метров размещается группа из двадцати человек. Конечно, при таких условиях они находятся очень близко друг к другу. И понимания, как обеспечивать безопасность в таких условиях, пока нет».
Исходя из нынешней эпидемиологической обстановки, Министерство культуры допускает, что в этом году поступление в вузы, в том числе творческих направлений, будет осуществляться также дистанционно. Об этом рассказала в одном из интервью министр культуры Ольга Любимова. По ее словам, сейчас творческие вузы не только отрабатывают возможность поступления онлайн, в том числе с технической точки зрения, но и решают, как безопасно провести последний тур вступительных экзаменов, требующий очного присутствия и без которого невозможно представить ни одну творческую специальность. К слову, Московская консерватория уже выпустила приказ от 30 апреля, в котором говорится, что в этом году Государственная итоговая аттестация будет проходить дистанционно – с 12 мая по 21 июня.
Тем временем ГИТИС, среди прочих, начал проводить дни открытых дверей виртуально. Так, в конце апреля в формате видеоконференции прошла встреча с абитуриентами факультета музыкального театра ГИТИСа, в рамках которого руководители мастерских ответили на интересующие вопросы будущих студентов. Аналогичные встречи будут проходить и в мае. Министр культуры Ольга Любимова отметила, что такой формат и в будущем позволит абитуриентам, например, из других городов России, не приезжая в Москву, «посетить» вуз, пообщаться с преподавателями и уже решить, подходит ли им то или иное учебное заведение.