Концертный зал имени П. И. Чайковского
Выступление Анны Нетребко и ее супруга Юсифа Эйвазова в Московской филармонии приобрело статус эпохального задолго до самой даты – мало кто помнит, когда в последний раз билеты в демократичный зал Чайковского обрастали пятью нулями. Сольный концерт Анны Нетребко – событие штучное и по умолчанию попадает в категорию заведомо «закрытых» мероприятий, востребованных у представителей элитарных кругов. На фоне этого оперного вечера более массово направленным смотрится предшествовавший ему выход дивы в титульной партии в «Манон Леско» Пуччини 25 и 28 января, новинке прошлого года, поставленной специально для громкого дебюта Нетребко на Исторической сцене Большого театра. После Москвы певица отправится в Минск на открытие белорусской версии фестиваля «Владимир Спиваков приглашает…» В столице дружественного государства Нетребко прежде не выступала, так что в каком‑то роде этот визит можно рассматривать как стремление к освоению новых стран и к расширению аудитории.
Большой зал консерватории
В отношениях Теодора Курентзиса с московскими залами, кажется, настал благодатный период оттепели, что привнесло в концертный репертуар второй половины столичного сезона 2017 / 18 сразу несколько нерядовых событий. Интерес к полуночным концертам-службам оркестра musicAeterna не ослабевает, и для страстных почитателей Теодора сама программа, кажется, отходит на второй план: они голосуют рублем как за хорошо известные симфонические партитуры, так и за новинки композиторов-сотоварищей триумфатора Зальцбургского фестиваля-2017. Главное – оригинальный взгляд самого дирижера-философа, его умение находить ключи к хорошо знакомым сочинениям, высвобождать из рамок клише нечто, что десятилетиями, а то и веками тщетно пыталось вырваться из удушья привычных форм.
Страждущая московская публика – от хипстеров до олигархов – выжидает момента, когда Теодор вновь пригласит их присутствовать при сакральном акте творения. И Теодор, не в обиду пермякам, благосклонно делится с ними своими мыслями. Часть программы февральской встречи – «Coro» Лучано Берио и Скрипичный концерт Сергея Невского – уже звучала год назад как раз в Перми. Один из шедевров итальянского авангардиста на стихи Пабло Неруды наглядно иллюстрирует все качества, благодаря которым Берио оказался в числе ведущих композиторов своего времени: чуткость и понимание возможностей голосов – инструментальных и хоровых, и умение выстроить оригинальные схемы взаимоотношений между текстом и музыкой. Месяцем позже – 9 марта – Курентзис исполнит мечту нескольких десятков учащихся Московской консерватории – за несколько репетиций он попробует привить студенческому оркестру принципы, которые так отлаженно функционируют в musicAeterna. На конец сезона (26 июня) Теодор оставил партитуру одного из своих идолов – Густава Малера – обращение к симфоническому наследию великого австрийского композитора стало хорошей традицией Дягилевского фестиваля последних лет.
Большой зал консерватории
Фестиваль Мстислава Ростроповича в Москве всегда делает ставку на ведущие европейские симфонические коллективы, яркую индивидуальность иностранных дирижеров и высочайший класс солистов. Ольга Ростропович, усилиями которой на пятидневный марафон ежегодно слетаются симфонические и камерные оркестры из разных стран, неизменно держит планку. Даже в экономически нестабильное время ей удается следовать высокохудожественной миссии фестиваля, обнаруживая в пестрой европейской музыкальной жизни интересные явления и представляя их столичной публике.
В этом году среди участников – Симфонический оркестр Берлинского радио. Совсем недавно он обновил свои творческие векторы благодаря приходу на пост художественного руководителя Владимира Юровского. Однако в Москве немцы выступят с другим дирижером – Томасом Сондергаардом (с сезона 2018 / 19 – музыкальный директор Королевского Шотландского национального оркестра). В программе сочинения Прокофьева – Сюита «Любовь к трем апельсинам», Симфония № 7, а также одно из последних крупных сочинений композитора – Симфония-концерт для виолончели с оркестром (солист – перспективный испанский музыкант, лауреат XV конкурса имени Чайковского Пабло Феррандес).
Еще одно многообещающее событие на фестивале – тандем выдающихся коллективов Германии – оркестра и хора «KlangVerwaltung» и Мюнхенского хора мальчиков. Дирижер Энох цу Гуттенберг, обладающий репутацией блестящего интерпретатора великих симфонических и ораториальных партитур, выбрал для московского концерта «Страсти по Матфею» Баха. На сольные партии приглашена плеяда вокалистов из Германии и Швейцарии: Сибилла Рубенс, Оливия Вермеулен, Мауро Питер, Томас Ласке, Самуэль Хассельхорн и Дэниел Йоханссон.
Томас ХЭМПСОН, баритон (США) на фестивале «Опера Априори» МАМТ имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко
Фестиваль «Опера Априори» отметит в этом году первый существенный юбилей – пять лет существования. За это время укрепились его собственные традиции – это, прежде всего, акцент на барочном репертуаре, ориентир на музыкальные раритеты разных эпох, и, конечно, авторитет имен европейских исполнителей. В этот раз автор и продюсер фестиваля Елена Харакидзян обещает привезти солиста «Метрополитен Опера» – прославленного американского баритона Томаса Хэмпсона, который представит эксклюзивную программу «The American Spirit». Прозвучит российская премьера вокально-симфонического цикла Майкла Доэрти «Письма от Линкольна» (2009), написанного композитором специально для Хэмпсона, а также произведения «золотого века» американской музыки – Коула Портера и Леонарда Бернстайна. Для долгожданной встречи с московскими поклонниками Хэмпсон припасет несколько приятных сюрпризов.
Это далеко не единственный цепляющий взгляд пункт в программе фестиваля: на концерте-открытии 17 февраля сыграют российскую премьеру Кантаты (монодрамы) «Gli amori di Teolinda» для сопрано, кларнета, мужского хора и оркестра (1816) Мейербера; затем в марте в Москву вернется правнучатая племянница композитора Франсиса Пуленка Стефани д’Устрак (меццо-сопрано), а в конце мая в рамках мирового турне в поддержку диска «Porpora» в российскую столицу заглянет Макс Эмануэль Ценчич (контратенор).
в опере «Фауст» Ш. Гуно Концертный зал имени П. И. Чайковского
С момента дебюта в 2002 году в «Свадьбе Фигаро» на Зальцбургском фестивале ведущие оперные театры мира сражаются между собой за контракт с итальянским бас-баритоном Лукой Пизарони, предлагая ему не только моцартовский репертуар. The Telegraph пишет о певце как о «настоящем феномене», отмечая его внушительные вокальные данные и поразительную артистичность. Действительно, не только арию, но любой речитатив он способен обыграть по‑актерски, особенно когда рядом на сцене оказываются единомышленники – к примеру, его тесть, уже упомянутый Томас Хэмпсон. Их совместная с Пизарони программа «No tenor allowed» – сочетание арий и дуэтов из сокровищницы комической оперы и оперы-сериа, эталонного белькантового пения, а также самоиронии и изящного юмора.
В прошлом сезоне Пизарони дебютировал в Хьюстонской опере в партии Мефистофеля в «Фаусте». Московской публике удастся оценить вокальную сторону этого инфернального образа.
Концертный зал имени П. И. Чайковского
Мельчайшие оттенки темной палитры программы этого эксклюзивного концерта – одна из причин ее успеха на фестивале в Эдинбурге-2015 и на прошедшем Зальцбургском фестивале. Эмоциональный диапазон музыки, выбранной пианистом Даниилом Трифоновым и немецким баритоном Маттиасом Гёрне, простирается от задумчивой меланхолии до отчаяния и скорби. Потери, разочарования, бренность и смерть – таковы темы вокальных пьес пяти композиторов – Берга, Шумана, Вольфа, Шостаковича и Брамса. Как отмечала западная пресса, по своей силе воздействия это высказывание оказалось сравнимо с симфоническими полотнами.
Между Трифоновым и Гёрне, такими непохожими артистами, сложилось идеальное партнерство, что подтверждает многократное повторение программы на протяжении нескольких сезонов. Художественное единомыслие позволило дуэту пойти на риск – совершенно отказаться от перерывов на аплодисменты между произведениями разных авторов, тем самым объединив пьесы и их части в монолитный 90‑минутный цикл из 34 номеров.
Летний фестиваль Госоркестра имени Е. Ф. Светланова «Истории с оркестром» Концертный зал имени П. И. Чайковского
Лекционно-концертные выступления Владимира Юровского давно стали неотъемлемой и неизменно ожидаемой частью столичного филармонического лета. У стройных монографических циклов худрука Госоркестра, являющих собой целый пласт интересной музыки в обрамлении множества неизбитых фактов и очаровывающей артистической подачи самого оратора, масса достоинств. Одно из них – единая монументальная тема, ее преломление через индивидуальность самого автора фестиваля. Однако в прошлом году Владимир Михайлович предложил филармонии в качестве альтернативы не одного рассказывающего и дирижирующего музыканта, а трех. Так, фестиваль-бенефис получил новый формат. Теперь три концерта делят между собой соответственно три дирижера. Летом (на этот раз в начале июля) к Юровскому присоединится его родитель – патриарх династии Михаил Юровский. Своей программе он хочет дать заголовок «Здесь хорошо!», утверждающий ценностное значение красоты и добра. Прозвучит редко исполняемая сюита «Летняя ночь», созданная Прокофьевым на основе музыки из оперы «Обручение в монастыре», за ней – мотет Моцарта «Exsultate, jubilate» для сопрано с оркестром, «Вокализ» и романсы Рахманинова. Завершит вечер послевоенная «миниатюрная» Девятая симфония Шостаковича. Михаил Юровский обещает захватывающий экскурс в историю этого произведения, а также всей музыки, заявленной в концерте.
Главным дирижером-просветителем также приглашен коллега-единомышленник, «Артист 2017 года» по версии издания Gramophone и обладатель приза «Presto Classical 2017» за лучшую запись – Василий Петренко. В середине февраля ему предстоит впервые встретиться с Берлинским филармоническим оркестром, что, безусловно, можно расценивать как новый виток в его карьере. Если от Владимира Юровского, мастера красноречия, закономерно ожидать эффектного рассказа, впечатляющего своей глубиной, то участие Василия Петренко в качестве дирижера-оратора оставляет место для интриги.