В конце одного из фестивальных спектаклей актер Дмитрий Сердюк обратился к публике с такими словами: «Вы – герои!» Кажется, он все-таки драматизировал. Мы, конечно, в каком-то смысле открыли первую страницу «новой жизни», но такая ли уж она «новая»? Напротив, постепенно возвращаемся к прежним привычным временам. Но многим романтикам-фантазерам кажется, будто жизнь после коронавируса уже никогда не станет прежней. В противовес этой позиции фестиваль «Красная площадь» сыграл сейчас стратегически важную роль.
Организаторы для своеобразного слогана удачно выбрали слова писателя Виктора Ерофеева: «Свободное русское слово сильнее любого вируса». Даже в условиях пандемии оказалось вполне возможным провести большое массовое мероприятие, где на всех хватило безопасной социальной дистанции и антисептических средств.
Как и прежде, помимо основной программы с презентациями книг и встречами писателей с читателями, многим в этом году стали интересны и музыкально-театральные события. Сразу резюмируем, что по итогам фестиваля ни один творческий жанр от санитарных требований не пострадал. А было много всего: концерты, спектакли, перформансы, лекции, мастер-классы. Артисты на сцене честно и с полной самоотдачей делали свое дело. Зрители заинтересованно воспринимали. И никакая «шахматная рассадка», и ничто другое ни тем, ни другим не смогло стать помехой.
По сравнению с опытом прошлых пяти лет нынешний марафон получился небольшим – всего лишь три дня. По традиции он стартовал 6 июня, в день рождения Александра Сергеевича Пушкина, и первый же «выстрел» культурной программы посвятили ему. Творческое объединение «Саунд-арт и саунд-дизайн» Школы дизайна НИУ ВШЭ презентовало концерт-презентацию «Пушкин. Музыка. Пейзаж» – музыкальный триптих, основанный на описании природных явлений и пейзажей в произведениях Пушкина.
Предсказуемо авторы проекта выбрали для «омузыкаливания» стихи преимущественно болдинского периода. Но если нам и нужна параллель с сегодняшним днем, то только такая: неочевидная и остроумная. Потому что пандемия закончится и не станет вечной темой, потеряв актуальность. Для воплощения идеи в ход пошли современные технологии: электроакустические инструменты, необычные сочетания механизмов и цифровых технологий, алгоритмическая музыка, видеоарт. Тайные знания в этой области продемонстрировали Андриеш Гандрабур, Евгений Вороновский и Григорий Шмидко. С их задачами, к примеру, медитативно-монотонно или нараспев читать Пушкина, прекрасно справилась Валерия Коган.
Вряд ли можно было получить из этого действа «коэффициент полезного действия»: смысловое содержание пушкинских строк несколько терялось в такой сложносоставной звуковой «трясине». Хотя все неоднозначно, тем более что заявленная медитация вполне удалась. К слову, стихотворение «Буря мглою небо кроет» в каком-то смысле слушалось даже свежо.
Другой крупной фигурой фестиваля стал Иосиф Бродский. 24 мая лауреату Нобелевской премии по литературе исполнилось бы 80 лет. Юбилей широко отмечается по всему миру, фестиваль «Красная площадь» не стал исключением. Среди всех событий особенно удачными можно назвать два, и удача эта – в их «соседстве».
Во второй фестивальный день актер Дмитрий Сердюк, знакомый нам по спектаклям «Сказки Пушкина» или «Укрощение строптивой» в Театре Наций, сделал фактически невозможное: Бродского читать сложно, грань между нервом и пафосом тонка. Дмитрию удалось показать не образ бронзового памятника с Новинского бульвара, а живого человека – с противоречиями, грехами, со своей правдой.
С художественной точки зрения любопытны два момента: субъективный и объективный. Первый касается восприятия, когда зритель постепенно преодолевает фазу неприятия и неожиданно оказывается под абсолютной властью актера. Согласитесь, редкая химия, не без адреналина. Второй момент связан со сложным музыкальным коктейлем в спектакле, где убедительно использованы разные жанры: опера, песня, кабаре, рэп. Идеально «смешали ингредиенты» музыканты Артем Тульчинский (электробалалайка), Софья Потылицына (фортепиано) и Сергей Шамов (ударные).
Главная ценность спектакля по Бродскому – эмоция. Ради такого эффекта можно даже пожертвовать каким-то процентом содержания. «Команда спектакля не стремится к пересказу биографии поэта, – говорит Дмитрий Сердюк. – Мы составляем этот монолог из личного, интуитивного восприятия поэзии Иосифа Бродского. Из некоторых событий его жизни, которые в первую очередь тронули каждого из нас лично, повлияли на понимание мира».
За содержание на фестивале отвечал другой формат: на третий день тему Бродского продолжили актеры МХАТ имени М.Горького, идеально в плане выражения преподнесли собравшейся публике много информации. Музыкально-литературная композиция «Бог сохраняет все, особенно – слова» была создана по мотивам 12-часовой программы телеканала «МХАТ ГОВОРИТ!», созданной специально к юбилею Иосифа Бродского. В сокращенной версии прозвучали документальные свидетельства, а также воспоминания друзей и рассказы известных актеров о «своем Бродском».
Третья крупная фигура нынешнего фестиваля наравне с Пушкиным и Бродским – Анна Андреевна Ахматова. При разговоре о работе с творчеством Ахматовой нельзя не вспомнить, как это делала несколько лет назад Алла Демидова в спектакле Гоголь-Центра «Ахматова. Поэма без героя», она задала высочайшую планку диалога с наследием великой женщины XX века. Мерило это уже никуда не денешь, но тем интереснее знакомиться с другими попытками соприкосновения с Ахматовой.
На фестивале «Красная площадь» авторскую поэтическую программу, посвященную Анне Ахматовой, представила народная артистка России Юлия Рутберг. Кстати, когда-то она сыграла роль Ахматовой в сериале «Анна Герман». Программа получилась практически спиритическим сеансом, а если верить актрисе, сеанс и вправду имел место быть: вместе со своими друзьями она при свечах в темной комнате гадала на ахматовском двухтомнике, желая получить ответы на животрепещущие вопросы. На некоторые из них, например, «как вы относитесь к нынешней власти» или «когда я выйду замуж», Анна Андреевна отвечать отказалась, а вот на другие ответила однозначно.
Так, в спектакле под музыку Баха, Рахманинова и Шостаковича в исполнении пианиста Алексея Воронкова моделируют нам ответы Ахматовой на такие вопросы: «О чем вы жалеете?», «Конец любви – наказание или освобождение?», «В чем для вас национальная идея?» Но, самое важное, внутри этой замечательной и превосходно продуманной концепции Юлия Рутберг ненавязчиво рассказывает правильные вещи о судьбе Ахматовой, о ее значении в русской культуре. «Время выбрало и сохранило для нас Ахматову», – заявила артистка, только выйдя на сцену, и всем спектаклем подтвердила безошибочность этого выбора.
Одним из финальных аккордов фестиваля стала музыкально-литературная композиция «Когда мы умели летать». Сати Спивакова и Владимир Кошевой под музыкальное сопровождение аккордеониста Никиты Власова прочли стихотворения из любовной лирики Анны Ахматовой и Николая Гумилёва, которые поэты посвящали друг другу в течение всей жизни. Непростой задачей актеров стало воплощение драматической любви их героев. Сати и Владимир пошли довольно искусным путем: постарались не играть в «поэтов», ничего не изображать, а пережить эти чувства и передать их через самих себя. Без спеси и наносного, живые и настоящие, какие есть на самом деле, они предстали перед публикой.
Фестиваль «Красная площадь», безусловно, обогатил нас. Три месяца без общения друг с другом, без общения артиста и зрителя – трудная история, но колоссальный опыт. Теперь утвердилась уверенность, что в скором времени мы уже будем наверстывать упущенное, встречаться с искусством не онлайн, а в театрах и концертных залах.