Столичная жизнь постепенно входит в привычное русло: открылись не только парки, кафе и парикмахерские. Провел репетицию, встретившись впервые за три месяца изоляции, Камерный хор Московской консерватории под управлением своего лидера Александра Соловьёва. Собрались «не вхолостую», а чтобы подготовиться к участию в записи к акции на Мамаевом Кургане к 75-летию Победы по приглашению Юрия Башмета и Русского концертного агентства.
Отрепетировав военные песни, ребята берут ноты только что созданного хора Родиона Щедрина. Автор выбрал стихотворение «Вечер замедленный» Эдуарда Лимонова, и на титульной странице рукописи вписал подзаголовок: «Сцена российской жизни». В Рахманиновском зале, где происходила репетиция, слышались стук отбойных молотков и шум строительных работ. У хора – своя «стройка»: «Послушаем интервалы, они должны быть идеально проинтонированы», – просит Соловьёв, – «сразу обращаем внимание на динамику, гибкую агогику и штрихи. Важно почувствовать тембровую полифонию: сопрано – звук прозрачнее, акварельнее; альты – более глубоким, маслянистым звуком, но без выдавливания пасты из тюбика», – включает ассоциации дирижер.
Хор рассажен в зале свободно, в шахматном порядке, но звучит ярко, полнозвучно, и акустические возможности зала «помогают». Когда-то певцы Синодального хора здесь разучивали «Всенощное бдение», и Сергей Рахманинов приходил послушать их пение. За сто лет традиция не угасла, и новые поколения хорового братства разучивают музыку своего времени. «Выражу общие чувства, – делится главный хормейстер коллектива Мария Челмакина. – Мы во время самоизоляции находились на связи, раз в неделю проводили встречи в онлайне, учили партии, узнавали, как дела у друг друга, и ждали момента, чтобы вернуться к совместному творчеству. Для нас это важно, Камерный хор – это семья, и мы невероятно рады, что мы снова вместе». Впрочем, Александр Соловьёв не так оптимистичен: «пока эта репетиция по исключительному поводу и единственная, следующая намечена лишь на конец августа, после окончания каникул».
В октябре Камерный хор Московской консерватории отмечает 25-летие, и новое сочинение – подарок композитора к юбилейному концерту. «Саша, ты подыши, – напутствует по телефону Родион Константинович, – сегодня так попробуй, завтра по-другому. Как океан не бывает одинаковым, так и ты попробуй разные варианты, поворожи. И конечно – контрасты. Из этих молекул и состоит музыка».