У Юрия Медяника много амплуа: баянист, скрипач, дирижер, создатель собственного YouTube канала… Ему свойственны открытость ко всему интересному, яркому, необычному в искусстве. О том, как не потерять себя и свою аудиторию во время изоляции, Юрий Медяник (ЮМ) рассказал Евгении Кривицкой (ЕК).
ЕК Вы постоянно проводите в YouTube встречи с известными музыкантами. Скажите, это направление возникло во время самоизоляции, или вы и раньше делали что-то подобное?
ЮМ Идея встреч и разговоров на тему музыки существует на моем канале уже давно – это рубрика #MusicTips. В ней с моими гостями, знаменитыми инструменталистами, мы раскрываем секреты их исполнительского мастерства. Беря одну, довольно узкоспециализированную тему, мы говорим о том, как решить техническую сложность, подготовить исполнительский навык, мои гости тут же показывают музыкальный пример, и весь этот процесс занимает не более четырех минут – мы говорим только по делу, не философствуя там, где это совершенно не требуется. Ведь сейчас у людей стало очень мало времени на всё, к сожалению, и на обучение в том числе. #MusicTips дублированы также на английский язык, и количество просмотров англоязычной версии говорит о том, что это успех такого формата.
ЮМ По какому принципу вы приглашаете собеседников?
ЕК Практически все мои гости – мои друзья, я богат друзьями! Нас с вами окружают много по-настоящему творческих людей, а творческий подход важен в любой профессии! Среди моих гостей музыканты, дирижеры, вокалисты, руководители оперных театров, ректоры университетов, поэты, продюсеры, даже бренд-шефы!
Сейчас, в связи с тем, что почти все сидят дома, реализация идеи общения с известными музыкантами немного видоизменилась, но не изменился смысл – давать зрителям возможность из первых рук и первых уст узнать нечто важное. Не в виде текста прочитанное в книге кем-то когда-то записанное, а непосредственно сказанное тем человеком, творчеством которого и интересуется мой зритель.
ЕК Сейчас вроде бы уже сняты ограничения, но ваши трансляции пока продолжаются? Вы считаете, что данный формат стоит развивать?
ЮМ Уверен, что общение с грамотным человеком и получение новых знаний в процессе этого не должно зависеть от внешних обстоятельств. Самоизоляция, объявленная в нашей стране, в данном случае – повод. Я продолжаю рубрику «мой гость», возможно, она будет выходить чуть реже, но рубрика живёт. Скажу больше, разработана графика, оформление – за годы моей работы, связанной с телевидением, меня избаловали хорошей качественной «картинкой». Сохранена уникальная возможность для наших зрителей – задать вопрос моим гостям, и это шанс для многих, кто мечтает об этом!
ЕК Пока продолжается пауза в концертной жизни, чем планируете заняться?
ЮМ Планирую доделать то, до чего долгое время не доходили руки. Пока успел сделать транскрипции всех Шести скрипичных Сонат Генделя для скрипки и баяна. Оказывается, никто за более чем 100 лет существования инструмента не подошёл к вопросу адаптации партии клавира для баяна – грамотных транскрипций нет, да что там грамотных, просто никаких нет, даже плохих! Мне легко делать транскрипции и говорить о необходимости подобной работы, потому что уже много лет я влюблён в процесс совместного музицирования на баяне с другими инструментами. Мне посчастливилось вместе с Борисом Андриановым выпустить диск на лейбле «Мелодия» с тремя Сонатами Баха для виолы да гамба и клавира в переложении для виолончели и баяна.
С Айленом Притчиным и Гайком Казазяном мы сыграли несколько программ в составе скрипка-баян. Несколько лет назад с Константином Волостновым мы представили программу в Малом Зале Московской консерватории, где в содружестве звучали баян и орган, но, правда, в этом концерте я играл и на скрипке, так что получилось, что на двоих присутствующих на сцене было аж три инструмента.
За время изоляции я выпустил два диска: альбом «Tango Flavor» с моим коллективом Emotion Orchestra – записи которые, как хороший коньяк, дожидались своего времени; и совместный сингл с великолепным пианистом Эдуардом Кунцем, кстати, тоже в ещё одном необычном сочетании – баян и рояль. Следуя самой современной тенденции, эти диски нельзя взять в руки или расписаться на их обложке. Они выпущены только в электронном виде (их можно скачать), зато сразу на 22 стримминговых платформах.
Запустил свою онлайн-школу, где я обучаю музыкантов основам ведения переговоров с концертными организациями, грамотному составлению презентационных материалов, базовым кейсам пиара в музыкальном мире. Этого почти никто не делает, а музыкантам, порой даже самым выдающимся, таких знаний часто не достает.
ЕК Вы всю жизнь учились по двум специальностям — «скрипка» и «баян». Совсем не родственные инструменты. Почему так вышло — не хотели делать выбор в пользу чего-то одного?
ЮМ Я и не буду никогда делать выбор в какую-то из этих сторон! Меня с детства воспитывали как музыканта, и мне было совершенно не важно на каком инструменте воплощать свои музыкальные идеи. С двух лет в моих руках баян, в три года я вышел на сцену как певец, в восемь–девять появилась скрипка в моей жизни. Детскими развлечениями было прослушивание симфоний и опер, но с обязательным следованием за музыкой по клавиру или партитуре. Мой папа «дразнил» меня взятыми аккордами на фортепиано, а «игра» заключилась в том, чтобы написать двухголосный или трёхголосный диктант за определённое время. Как я могу в такой ситуации делать выбор в пользу какого-либо инструмента? Наоборот, мне всегда не хватало моих инструментов – скрипка, как ни крути, инструмент мелодический. Баян можно назвать полифоническим, но с ограниченным тембровым разнообразием. А тогда, когда в моей жизни появилась дирижёрская палочка, а, соответственно, оркестр – здесь уже мне стало значительно комфортнее! Сейчас, когда в моей жизни есть мой театр «Новая опера», оркестр ВГТРК на проекте «Синяя Птица», мой струнный оркестр Pluri Art Orchestra, с которым мы довольно часто осуществляем записи для кино и телевидения, теперь это разнообразие тембральное и масштаб «инструментов», на которых я «играю» с помощью дирижёрской палочки, приближает меня к той самой детской мечте.
ЕК Чтобы вы пожелали коллегам, которые не обладают такими коммуникативными способностями. Или даже так — залог успеха и востребованности прежде всего в умении контактировать с внешним миром, или…?
ЮМ Залог успеха по-прежнему в высочайшем профессионализме, прежде всего. Это базис, фундамент, основа, ещё много слов можно подобрать. И я очень надеюсь, что мир не перевернётся с ног на голову, и профессионализм в своем деле будет самым важным и основополагающим, по крайней мере, на нашем с вами веку. Но, безусловно, сейчас время открытых возможностей, коммуникаций и колоссальной мобильности по отношению к окружающей нас реальности. Артист должен обладать сразу массой умений и возможностей, и всё это должно в нём сочетаться с лёгкостью и даже, подчас, элегантностью. Есть желание быть услышанным своей публикой? Нужно сделать шаг, а лучше – несколько шагов по направлению к своему слушателю. И, если артист найдет возможность сказать, слушатель найдет возможность услышать! Трудно сделать первый шаг, второй – куда проще.