Омская областная филармония отметила 80-летие. Ее директор Ирина Лапшина рассказала Евгении Кривицкой о том, как музыканты противостоят вирусу в Сибири, о редкой скрипке и секретах успеха.
Мы ушли в карантин по сравнению с другими городами довольно поздно, 28 марта. Готовились к юбилею давно, выстраивали интересный формат проведения. Хотелось придумать что-то необычное, и родилась концепция связать юбилей филармонии с достопримечательностями Омска. Планировали сделать качественную профессиональную съемку с помощью партнеров – телеканала «Продвижение» и главного областного канала «12», и запечатлеть выступления наших коллективов в знаковых местах, таких, к примеру, как железнодорожный вокзал или Любинский проспект. Ведь одно из направлений работы филармонии состоит в том, чтобы внушить нашим жителям, молодежи любовь к городу, к его красоте, чтобы люди не уезжали – ведь эта проблема сейчас стоит довольно остро. Надеюсь, что замысел осуществится, так как концерт не отменен, а перенесен на 29 октября.
Но 15 мая, в день основания филармонии, публика ждала юбилея, и мы не могли оставить эту дату просто «пустым» днем. Поэтому попробовали найти в этой ситуации свои плюсы и провели виртуальный 11-часовой онлайн-марафон. В реальном концерте, конечно, мы бы никогда не смогли соединить то, что получилось сделать здесь, показать выступления коллективов разных лет, вспомнить важные для нас события, имена. Например, омичи увидели в записи, как играл Омский симфонический оркестр под управлением своего руководителя Дмитрия Васильева на Четвертом фестивале оркестров мира в Колонном зале в Москве. Посмотрели, как с нашим Камерным оркестром солировал Юрий Башмет в 2013 году. Погрузившись в далекое прошлое, мы восхищались, как в 1960-е годы Омский народный хор гастролировал в Австралии. В день юбилея и я, и все руководители наших коллективов, солисты, находились на своих рабочих местах в филармонии, потому что телеканал «12» брал у нас интервью по скайпу и делал прямые включения во время этого марафона.
В этот же день в социальной сети «ВКонтакте» провели онлайн-квест с различными познавательными заданиями, призами. Например, игра «Было – не было», когда слушателям предлагалось делиться, какие же «истории» случались с ними на концертах филармонии и задавать вопрос следующему. Этот пост вовлек более 160 подписчиков сообщества и собрал 379 комментариев. Мы вначале сомневались, стоит ли все это организовывать, ведь юбилей выпал на выходной день, многие уезжали на дачи. Но приятно, что в свой день рождения мы не остались без друзей. Омичи на этих розыгрышах «рубились», как в азартных играх. Счет шел иногда на секунды, чтобы выиграть какой-то вопрос.
Отдельных слов благодарности заслуживают видеопоздравления от наших коллег. К нам обратились с удивительно теплыми, проникновенными словами первые люди нашего профессионального сообщества: дирижеры Валерий Гергиев, Владимир Спиваков, пианист Денис Мацуев, являющийся почетным членом нашего Попечительского совета, скрипачи Пьер Амуайяль, который был председателем жюри на конкурсе Янкелевича, профессор Венского университета музыки и искусств Борис Кушнир, лауреат международных конкурсов Сергей Догадин, ансамбль «Березка», теле- и радиоведущий Артем Варгафтик, директора российских филармоний.
Мы очень ждали в гости Люку Дебарга, как и Московский Пасхальный фестиваль Валерия Гергиева. Готовились проводить Пятый международный конкурс скрипачей имени Ю.И.Янкелевича и фестиваль «Владимир Спиваков приглашает…» К 75-летию Победы хотели показать «Синемафонию»: «Ленинградскую симфонию» Шостаковича с видеорядом Георгия Параджанова. В конце июня был запланирован двухдневный международный Siberian Jazz Festival с участием артистов из Канады, США, Италии, группы Botticelli Baby из Германии, культовогоамериканского саксофониста Кенни Гарретта, участника оркестра Дюка Эллингтона.
Для традиционного open air «Симфопарк» мы приобрели сцену в два раза больше, чтобы провести баттл оркестров: ждали в гости оркестр «Таврический» из Санкт-Петербурга с дирижером Михаилом Голиковым, с которым подружились во время саммита Президентов России и Казахстана прошлой осенью в Омске.
Сорвались весенние гастроли Симфонического оркестра в Великобритании, которые готовились четыре года. Наши музыканты должны были выступать в девяти городах страны и заключительный концерт провести в Лондоне, куда собирался приехать наш губернатор. Продажи были запущены с лета 2019 года, и партнеры нас информировали еще в январе, что везде аншлаги. В июле мы собирались лететь в Екатеринбург на фестиваль «Безумные дни». Это большая честь для нас, тем более что наш оркестр готовил программу из произведений Бетховена к 250-летию композитора.
Но мы надеемся, что все планы, как «через кальку», переведутся и состоятся через год. Их возобновить будет даже не так сложно, поскольку мы провели очень большую подготовительную работу.
Мы успели заранее, еще в декабре 2019 года приобрести главный приз Конкурса имени Ю.И. Янкелевича – скрипку. Владимир Теодорович Спиваков, Президент конкурса, выбрал инструмент итальянского мастера Джулио Дегани, изготовленный в 1901 году. Кроме того, на Пятом конкурсе был предусмотрен еще один приз – смычок французского мастера Жозефа Артура Виньерона (конец XIX века). Была готова и вся сувенирная продукция. Но конкурс пришлось тоже перенести – на май 2021 года. Он пройдет чуть позже по датам, но это даже хорошо. С 23 по 30 мая следующего года будут состязаться скрипачи, а с 1 июня начнется фестиваль «Владимир Спиваков приглашает…» Все предварительные этапы конкурса уже пройдены: в течение прошлого года мы собирали заявки, присланные буквально со всего мира. Провели отбор, сформировали лист участников, объявили имена. Теперь нас забросали письмами с вопросами, что будет в следующем году: дело в том, что есть возрастные ограничения, и некоторые из конкурсантов уже не смогут принять участие, так как им исполнится 26 лет. Исключения мы не сможем сделать, лишь только посетовать, что ребятам не повезло. По согласованию с Владимиром Теодоровичем мы проведем дополнительный набор участников, и сейчас обсуждаем с ним регламент.
В последний день перед началом карантина я зашла в концертный зал, где оркестр проводил репетицию, и сердце сжалось от картинки пустого зала. Онлайн-формат бьет по психике: музыканты играют без публики, нет энергетики, градуса эмоций. Сегодня коллектив пока живет в режиме домашнего творчества, и артистам страшно тяжело. Доходит до абсурда. Нашим исполнителям на медных духовых, на контрабасах соседи начали угрожать физической расправой за игру дома. И администрация приняла решение разрешить им заниматься в концертном зале в обособленных репетиториях: те, у кого нет дачи, приходят по индивидуальному расписанию и занимаются с соблюдением всех средств санитарной защиты.
Оркестр постоянно занят: рассылаются партии оркестрантам, они их записывают, высылают концертмейстерам групп, а те отчитываются перед дирижерами. Все люди ответственные, никто не забыл, на каком инструменте играет. Они постоянно меня спрашивают, когда же нас «выпишут»: потому что как бы блестяще каждый не исполнял свою партию, это не заменит духа коллективного творчества и сцены.
У оркестрантов открылись новые таланты: они освоили различные технологии звукозаписи, готовят номера из дома для наших социальных сетей. Вокалисты Омского хора записывали себя под одеялом, чтобы добиться акустического звука, артисты балета снимали свои хореографические номера на лестничной площадке, где пространство хоть как-то позволяло танцевать. В таких экстремальных условиях певцы Омского хора умудрились записать целый концерт ко Дню Победы. Получилось качественно, эту программу, названную «Поклонимся великим тем годам», транслировали дважды на нашем региональном канале. Сейчас ведем переговоры с телеканалом «Культура», где заинтересовались этим проектом. А музыканты Симфонического оркестра записали из дома песню «Омские улицы» – символ нашего города, причем они не только играли, но и сами пели ее. Мы впервые услышали голоса наших оркестрантов, у многих из которых оказался приятный вокал.
Мы следим за развитием ситуации с пандемией у нас в городе, видим, как тяжело приходится врачам. И решили поддержать их и дать концерт на площади перед гостиничным комплексом «Иртыш»: там живут врачи, изолированные на период работы в инфекционных больницах от своих семей. Мы согласовали эту идею с Министерством культуры и Министерством здравоохранения, получили добро. Врачи в масках слушали нас с балконов гостиницы, артисты выступали с соблюдением социальной дистанции, так что главный санитарный врач Омска, смотревший концерт в записи, сказал, что к нам с точки зрения Роспотребнадзора никаких претензийнет. Мы специально исполнили песню «Не болейте, доктор», которой завершили программу. Концерт получился невероятно энергетическим, просто зашкаливающим. Я благодарила наших артистов, что они согласились участвовать, а они благодарили меня, что я дала им возможность выступить. Настолько все соскучились по сцене. Счастье от настоящего публичного выступления их просто переполняло. Спустя два дня выступил наш ансамбль Manhattan Jazz Band, а в начале июня – Омский государственный хор. Мы сомневались, как будут восприняты эти концерты, ведь вокруг запреты, ограничения, но ни одного негативного отклика не последовало. Омичи нас поддержали, и резонанс получился очень значительный.
Кстати, мы делали специальный опрос среди зрителей, и выяснилось, что именно врачи лидируют в сегменте профессий по посещаемости филармонии. Так что мы ждем их снова на наших концертах.
Когда я пришла в 2016 году на пост директора, то первой целью стало определить стратегию развития филармонии и ее основную миссию. При этом было важно найти общий язык с профессиональным слаженным коллективом, вникнуть в творческие процессы, завоевать доверие и авторитет. Считаю, что на сегодняшний день это удалось. Я никогда не принимаю решения одна, всегда советуюсь, собираю мнения, часто встречаюсь с музыкантами. Омская филармония – крупное учреждение, в ней собраны артисты разных направлений, коллективы с большим количеством людей. И чтобы выстраивать будущее филармонии, надо понимать, чем дышат люди, какие у них проблемы, вопросы.
Я стараюсь формировать вокруг филармонии большой круг влияния. Мне кажется, это получается: о филармонии говорят, происходит много событий, куда мы вовлечены. Например, по решению губернатора коллективы филармонии участвовали в сентябре в Днях Омской области в Москве, а буквально перед карантином Омский симфонический оркестр дал концерт в «Зарядье».
Впервые за 80 лет существования организации был создан по моей инициативе Попечительский совет из представителей бизнес-структур, других учреждений, готовых поддержать филармоническую деятельность. В 2019 году за счет фандрайзинга удалось привлечь более восьми миллионов внебюджетных средств. Второй год подряд проводим благотворительный Губернаторский бал, на аукционе разыгрывались: дирижерская палочка, места в концертном зале, Царская ложа в Органном зале. Ее, кстати, выкупил один наш предприниматель и передал в пользование многодетным семьям. Был и такой случай: мы давали концерт в детском доме, ко мне подошел мальчик и сказал: «Вы так интересно рассказываете про “филалмонию” (он даже буквы не выговаривал), сделайте, пожалуйста, чтобы меня туда пускали». Один из попечителей купил два постоянных места в зале и попросил передать этому ребенку, чтобы он мог с кем-то из взрослых ходить на наши программы. Привлеченные средства позволяют себя свободнее чувствовать в творческом плане и осуществлять серьезные замыслы, приглашать известных артистов. Ну и, конечно, это также «работает» на репутацию филармонии, повышает к нам интерес.
Омская филармония занимает лидирующую позицию в регионе, мы поддержаны областной властью и лично губернатором, благодаря чему нам выделили серьезный грант на обновление парка музыкальных инструментов – 60 миллионов рублей. Как комментировали мои коллеги, такую субсидию единовременно ни одна филармония не получала. Обновлены полностью духовые и ударные инструменты, приобретено несколько мастеровых скрипок, альтов и виолончелей. Конечно, оркестр зазвучал по-другому.
Я каждый день захожу на концерты в наши залы и уже знаю многих постоянных слушателей. Есть те, кто бывает каждый день. На вопрос, откуда у них столько сил и энтузиазма, они говорят: «А что, нам сидеть у телевизора? Мы получаем удовольствие от живой музыки, общаемся друг с другом». В эти сложные дни самоизоляции к нам поступало много звонков, и люди спрашивали: «Когда вы уже, наконец, откроетесь? Мы очень соскучились по филармонии». Это лучший ответ всем сомневающимся на вопрос, как будет развиваться культурная жизнь после окончания пандемии.