В живописном местечке на Луаре, в окрестностях замка Тальси восьмой раз состоится Международный музыкальный фестиваль La Clé des Portes («Ключ от дверей»). Он начнется 25 июля и продлится пять дней.
В этом году его тема особая: 95-летие со дня рождения выдающегося российского артиста Валентина Берлинского, основателя Квартета имени Бородина. Его дочь, известная пианистка и артистический директор фестиваля Людмила Берлинская (ЛБ) прокомментировала Евгении Кривицкой (ЕК) детали программы и рассказала, что происходит в концертной жизни Франции.
ЕК Мила, ваш фестиваль все же состоится. Расскажите, как вам удалось сохранить его, когда вокруг все переносится на следующий год?
ЛБ Причин несколько. Во-первых, во Франции публика изголодалась по живым концертам. Билеты раскупают, причем больше покупают «пасс» (абонемент – Е.К.) на весь фестиваль, чем на отдельные концерты.
Во-вторых, для нас, музыкантов, очень важно играть – это как дышать. Как все приглашенные артисты рвутся в бой – не передать!
Во Франции большие фестивали практически все отменены, за исключением Roque d’Anthéron, да и там полностью переделана программа. Остались мелкие, но тоже далеко не все. Вопрос в первую очередь финансов. Мы тоже лишились нескольких спонсоров, но это нас не остановило.
ЕК Знаю, что первоначально планировалось пригласить Квартет имени Берлинского из России, Синодальный хор… Как теперь выглядит концепция программы?
ЛБ К сожалению, музыканты из России не смогут приехать. Название фестиваля – прежнее: «Валентин Берлинский. От д’Артаньяна до Дон Кихота». Это самый русский (по теме) из всех фестивалей в этом году во Франции, что очень заинтересовало журналистов. С программой пришлось подумать. Вместо Квартета имени Берлинского на открытии будут играть почти все русские музыканты, живущие в Европе и знавшие Валентина Александровича. Некоторые из них были его учениками. Например, Елена Яковлева, сейчас взявшая фамилию мужа – Frikha, играла в Quatuor Anton. Или просто друзья, как виолончелист Витаутас Сондецкис и скрипач Виктор Дерновский. Или внук Валентина Александровича – Дмитрий Берлинский.
Программа первого концерта – это сочинения, которые были в активном репертуаре отца: квинтет Шуберта с двумя виолончелями и трио Чайковского. Забегая вперед, скажу: на каждом концерте, помимо музыки, будут читаться тексты из книги Берлинского, соединяя тем самым весь фестиваль. Каждый день носит название города, игравшего важную роль в его жизни: Иркутск – Москва – Париж – Олдборо – Санкт-Петербург.
ЕК Название, наверное, несет в себе метафору, связанную с особенностями личности или судьбы вашего отца?
ЛБ Когда сформировался окончательный первый состав квартета (Дубинский – Александров – Шебалин – Берлинский), они стали называть себя мушкетерами и были «один – за всех, все – за одного». Папе досталась роль д’Артаньяна, самого беспокойного.
В 1990-е все обрушилось, поменялись не в первый раз музыканты в квартете, изменилась Россия, а Валентин Александрович продолжал верить в чудеса, продолжал ходить из дома в филармонию той же дорогой, продолжал любить Россию и не хотел видеть некоторые изменения, в том числе и в друзьях. Его называли Королем Лиром и Дон Кихотом
ЕК Изначально большую часть программы составляли сочинения для квартета – в честь юбиляра. Каковы теперь программы других дней?
ЛБ Из приглашенных квартетов не приедет только Квартет имени Берлинского, а наш «гвоздь» остается – это французский Quatuor Danel, воспитанный в традициях русской школы моим отцом, лауреат в том числе конкурса струнных квартетов в Москве, основанного Берлинским. Этот коллектив сделал блистательную карьеру, кстати, единственный, записавший и исполняющий все 17 квартетов Мечислава Вайнберга. А также замечательный молодой Quatuor Van Kuijk. В трех концертах прозвучат квартеты Бартока, Моцарта, Вайнберга, Шостаковича, его же октет и квинтет, а также квинтет Дворжака. Единственный концерт в церкви замка Тальси познакомит с программой-легендой Квартета Бородина: прозвучат два шедевра, два пятнадцатых (последних) квартета Бетховена и Шостаковича. Бородинцы играли эту программу при свечах, что сделаем и мы, а также Валентин Александрович просил публику не аплодировать в конце и разойтись в молчании. Так что мы воссоздадим в точности ту же модель, но с Квартетом Danel.
День, посвященный Ленинграду-Санкт-Петербургу, включит Седьмую фортепианную сонату Бориса Тищенко с колоколами и Виолончельную сонату Шостаковича, которую исполнят блестящий пианист Николя Стави, ранее записавший сонаты Тищенко, и виолончелист Дмитрий Берлинский.
В репертуаре Валентина Александровича было немного сонат, но среди них была также соната Рахманинова, которую я даже записала с папой. На фестивале ее исполнят вместе с сольными пьесами Рахманинова Артур Ансель и Дмитрий Берлинский.
ЕК Привлекательная сторона прошлых фестивалей – это театральная составляющая многих концертов. Вы что-то готовите в этот раз?
ЛБ Пожалуй, в этом году фестиваль менее театральный внешне, скорее наполненный историей, поэтому мы будем читать тексты, смотреть редкие видео вплоть до мультфильмов советской эпохи, кроме, может быть, последнего концерта. Выступит квартет в составе двух гитаристов, контрабаса и ударных, потрясающие музыканты, которые привезут нам настоящий спектакль с джазом-мануш Swingin’ Partout.
ЕК Тут тоже есть личная подоплека?
ЛБ Да. Когда я была совсем маленькой девочкой, папа привозил из-за границы виниловые пластинки с записями Эллы Фицджеральд, Оскара Питерсона и других, рассказывал мне о далекой Америке, и мы их слушали. Он очень любил джаз. А сам, совсем молодой, каждый раз будучи в Париже, наведывался в русский ресторан «Балалайка», где слушал цыган и познакомился со многими историческими личностями, белыми русскими первой волны эмиграции, с чьими детьми и внуками я дружу до сих пор.
ЕК Фестиваль сопровождает выставка. Что увидят ваши гости, и будет ли она «путешествовать» за вами, ведь фестиваль проходит на разных площадках?
ЛБ Это мировая премьера, первая выставка, посвященная Валентину Берлинскому и Квартету имени Бородина. Она откроется 18 июля в музее города Мер и продлится до 19 августа. Музей небольшой, бывший охотничий замок, с удобными залами. Среди экспонатов – афиши, программы, фото, письма и телеграммы Шостаковича, Хачатуряна, Вайнберга, Рихтера… Картины из личной коллекции отца, в том числе его портрет работы Анатолия Зверева, семейные реликвии, награды, в том числе и французский орден Почетного легиона, виниловые пластинки, диски, ноты, знаменитые дневники, которые Валентин Александрович вел с 1944 года до последнего сыгранного им концерта. В одном из залов будут показаны видео с концертов, из интервью, документальные фильмы. Куратор выставки – Мария Маталаева, внучка Валентина Александровича, написавшая о нем книгу. У Маши профессиональный опыт по проведению выставок. Вернисаж пройдет в день открытия фестиваля, 25 июля, в присутствии музыкантов, дипломатов, префекта региона, журналистов.
Конечно, мы на этом не остановимся. Такую выставку обязательно будем показывать и в других местах и постараемся привезти в первую очередь в Россию.
ЕК Вопрос, который невозможно сейчас не задать. Несколько месяцев вы провели без концертов, гастролей, ясных целей. Как удалось сохранить себя? И еще – наверное, это время стало проверкой и вашего супружеского и сценического союза с Артуром Анселем? А может, вы «не заметили» изоляции?
ЛБ До того момента, как на нас обрушился карантин, мы не знали, как справимся с тем количеством программ и концертов, которые на нас надвигались. Никогда еще у нас не было столько планов. В день начала карантина, 15 марта, мы должны были выступать в Парижской Филармонии – при полном аншлаге. Отмена концертов, по случайности, началась с нас. Ну, а потом посыпались отмены в Германии, Италии, Австрии, а главное – России. Поначалу мы испытали шок. Но довольно скоро решили, что надо это принять и жить дальше, тем более что есть много работы, домашней, на будущее. Приближается наш новый Piano-Piano Festival – первый во Франции фестиваль, посвященный двум роялям, который удалось сохранить, пусть и в урезанном варианте. О нем, надеюсь, расскажу подробнее в другой раз. Мы впервые почувствовали себя дома, научились лучше убираться, готовить, занялись спортом. Появились свежие идеи, старые трансформировались. Да, и нам было хорошо вместе, «проверку» карантином прошли.
ЕК Какие сейчас разрешены публичные мероприятия во Франции? Вам придется играть в масках?
ЛБ Небольшие мероприятия разрешены, открываются музеи, книжные магазины, блошиные рынки, парижские кафе-террасы. Играть, думаю, сможем без масок, если расстояние между нами и публикой позволит. Не во всех регионах одинаковая обстановка, где-то концертов нет. Но нашему фестивалю повезло, он оказался в «зеленой» зоне.