На волне Давида Тухманова События

На волне Давида Тухманова

К 80-летию композитора

«Как прекрасен этот мир», «Мой адрес – Советский Союз», «Сияй, Ташкент», «Остановите музыку»,  «Притяжение земли» и, конечно же, «День Победы». Имя создателя этих «народных» песен давно уже стало частью истории культуры XX, а теперь и XXI века. Во времена СССР его исполняли такие звезды эстрады, как Лев Лещенко, Александр Градский, ВИА «Веселые ребята», «Самоцветы», а некоторым, как Валерий Леонтьев, Николай Носков, Яак Йоала, он открыл дорогу к популярности.

Его часто спрашивают, что он чувствовал, когда сочинял песни, потом ставшие шлягерами, например, «День Победы». Давид Тухманов скромно объяснял: «Когда сочиняешь произведение, то, конечно, очень хочется, чтобы оно было известным, популярным, чтобы оно понравилось людям. Но о судьбе песни сказать заранее никогда невозможно. Я понимал, что “День Победы” –  удачное произведение, но не представлял себе его дальнейшую судьбу. Конечно, я счастлив, что являюсь автором такой песни,  часто исполняю ее в авторских концертах, даже иногда заканчиваю ею вечер –  и почти всегда люди в зале встают. Эта песня стала частью истории, она символизирует огромное событие в жизни нашего народа. Чувствую себя в эти моменты не как автор, а как один из этих людей».

Шли годы, и композитор обратился к крупным жанрам: появилась серия мюзиклов для детей, созданных в тандеме с поэтом Юрием Энтиным. Для тех, кто хочет исполнять «серьезного» Тухманова, оренбургское книжное издательство имени Г.П.Донковцева выпустило в 2020 году четыре тома произведений: клавир еще не исполнявшейся оперы «Иосиф и братья», партитуры маршей для духового оркестра, музыкально-поэтический цикл для голоса и фортепиано «Танго снов Бориса Поплавского» и вокальные циклы на стихи Иннокентия Анненского и Георга Тракля.

Как живет сейчас классик? Как гражданин мира, деля свой приют между Израилем, Германией и Россией, куда возвращается достаточно часто, благо есть творческие поводы. Один из таких – постановка оперы «Царица», которая в 2009–2011 годах с успехом прошла  от Петербурга до Владивостока, с тем чтобы осесть в Москве, в театре «Геликон-опера». Режиссер-постановщик «Царицы», руководитель «Геликона» Дмитрий Бертман не скрывает своего восхищения:

«День рождения Давида Тухманова – это праздник, который будут отмечать очень многие. Для большинства Давид Тухманов – это песня “День Победы”, мелодийная пластинка “По волне моей памяти”. Для меня эти мелодии символизируют мою молодость, их я пел, когда был пацаном. Он – композитор, олицетворяющий наше время, и я никогда не думал, что когда-нибудь в жизни получится так, что я буду ставить его оперу “Царица”. Я и не подозревал, что Давид Тухманов – не только песенник, а серьезный композитор, который писал многие годы “в стол”, как творили когда-то великие.  У него уже закончена и вторая опера, “Иосиф и братья”, на библейский сюжет. Она совершенно иная, с вкраплением восточных элементов, в отличие от “Царицы”, где XVIII век, клавесин сочетался с интонациями мюзикла.

“Царица”. Финальный поклон. Фото: Ирина Шымчак

Когда ко мне пришел Лев Валерьянович Лещенко с предложением поставить оперу Тухманова, я вначале отнесся с недоверием. Но, работая с Давидом Федоровичем, получил невероятное удовольствие от общения. Он оказался очень талантливым, светлым. Есть выражение:  поцелованный Богом. Вот он такой, “поцелованный Богом”. Его ничего в жизни не волнует, кроме музыки. Он – отшельник, несмотря на то, что он работал для эстрады,  с поп-артистами. И я не понимаю, как это соединение могло происходить. Потому что по своей сути он антитусовщик, “одиночка”, по характеру крайне застенчивый, сомневающийся. Мы его даже на поклоны “силком” выводили. Его человеческое нутро совершенно не вяжется с той сферой шоу-бизнеса, которой он отдал столько лет жизни. Он стремится окружать себя тишиной, это удивительное качество. Давид Федорович  – невероятный интеллигент, который открыт ко всему новому. Во время постановки “Царицы” сколько всяких изменений он делал, видя возможности певцов. Буквально за две недели до премьеры его посетило вдохновение, и он сочинил духовные хоралы, которые мы срочно вставили в спектакль. Он абсолютно живой человек, не композитор-пиарщик, а творец, который не может не создавать музыку: она на него нисходит свыше. Хочется поздравить его с днем рождения, пожелать ему долгих лет жизни, много новой музыки, премьер, и чтобы вокруг него была атмосфера, провоцирующая на творчество, на рождение новых произведений искусства».