Искусство здесь живет События

Искусство здесь живет

Московский международный Дом музыки отметил 15‑летие праздничным гала-концертом

Жизнь современной культурной Москвы невозможно ­представить без Дома музыки с его тремя залами. В начале 2000‑х возведенный на Красных Холмах филармонический комплекс преобразил угрюмый ландшафт промышленной зоны – на карте столицы возник новый центр искусств. Его идейный вдохновитель и бессменный лидер – Владимир Спиваков – с ­первого же сезона обозначил недосягаемую планку: невероятный ажиотаж вызвал концерт Лучано Паваротти в 2003 году (тенор посетил Москву в рамках своего последнего мирового турне по двадцати европейским городам), затем с программой из французской и американской музыки пожаловала «черная пантера» Джесси Норман. За ней Хосе Каррерас, Пласидо Доминго, Кири Те Канава и другие титаны оперного мира, солисты первой величины взошли на сцену большого филармонического органного зала, названного в честь Евгения Федоровича Светланова.

С тех пор Дом музыки изменился, вышел на новые рубежи, но в главном остался верен себе, о чем не раз говорили на концерте 21 декабря. Поздравительное обращение, направленное главой государства Владимиром Путиным, зачитал советник президента РФ по вопросам культуры – Владимир Толстой: «Важно, что, сохраняя великие традиции отечественного искусства, Дом музыки всегда открыт для новых идей и замыслов, для смелых экспериментов и творческого поиска. Я вижу в этом заслугу коллектива сотрудников и прежде всего маэстро Владимира Спивакова – истинного профессионала и подвижника», – отметил президент. Председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко самолично поздравила Владимира Спивакова с 15‑летием его детища и вспомнила о том, как в 2002‑м году при ее участии прошла торжественная церемония закладки первого камня в строительство на тот момент крупнейшего в России музыкально-театрального комплекса. «Сегодня Дом музыки – престижная площадка для ведущих звезд отечественной и мировой сцены. Лучшие оркестры, выдающиеся исполнители, дирижеры, актеры, хореографы из разных стран радуют жителей и гостей столицы своим творчеством. Дмитрий Шостакович справедливо утверждал: “Любите и изучайте искусство музыки. Оно откроет вам целый мир, сделает духовно богаче. Благодаря музыке вы найдете в себе новые, неведомые прежде силы. Вы увидите жизнь в новых красках и тонах”. И в этом смысле деятельность Дома музыки приобретает особое значение», – резюмировала Валентина Матвиенко в своем эмоциональном выступлении. На вечере присутствовали также и главы федерального и московского Министерств культуры.

Для публики приготовили сюрприз – киносеанс в антракте: к юбилею был снят добротный документальный фильм с участием друзей Дома музыки – пианистов, скрипачей, дирижеров, а также представителей драмтеатра, давно облюбовавших камерные пространства «хрустального дворца». В процитированных в самом начале мероприятия фрагментах этой киноленты Владимир Спиваков вспоминал о том, что Дом музыки был построен на месте разрушенного в середине 1930‑х годов храма святых Космы и Дамиана, врачевавших телесные и душевные недуги. Это совпадение он не считает случайным: «Николай Бердяев, русский философ, говорил, что христианство – вера не только в Бога, но и в возможность раскрытия божественного начала в человеке. В этом мне видится также предназначение творчества и конкретно Дома музыки».

Вынужденные корректировки в составе солистов (Хибла Герзмава не смогла присоединиться к празднику из‑за внезапной болезни) нисколько не снизили торжественность гала-концерта и кардинально идею не поменяли: изначально главенствующее место в программе заняли избранные страницы мирового оперного репертуара с акцентом на итальянское бельканто. Выразительные сольные выходы оттенялись эффектными оркестровыми интермедиями («Виртуозы Москвы» и Национальный филармонический оркестр России создали корректный аккомпанемент и порадовали самостоятельным вдохновенным музицированием).

Открыла вечер юная пианистка из Японии Шио Окуи – стипендиат Фонда Владимира Спивакова, лауреат конкурса имени Владимира Крайнева и первого Grand piano competition. В ее исполнении прозвучала медленная часть фортепианного концерта № 21 Моцарта. Ученица Валерия Пясецкого в ЦМШ при Московской консерватории сумела рассмотреть в нежном, полупрозрачном Аndante тревожные тени, которые населяют моцартовские оперы. Клара-Джуми Кан, немецкая скрипачка корейского происхождения, выбрала щемяще-томительные «Цыганские напевы» Сарасате, передав эстафету оперным солистам. Французский бас Николя Куржаль спел в минувшем году в «Осуждении Фауста» с Национальным филармоническим оркестром на фестивале в Кольмаре и продолжил тему инфернальных героев в Москве, предложив публике гала-концерта беспроигрышные куплеты Мефистофеля из «Фауста» Гуно («Le veau d’or est toujours debout»), а также гротесковую арию интригана Дона Базилио из «Севильского цирюльника» («La calunnia»). Синтез вокальной и драматической выразительности продемонстрировал Василий Ладюк. Солист «Новой Оперы» и Большого театра виртуозно владеет актерским инструментарием – любую миниатюру он рисует изящно, непринужденно, несколькими чуть небрежными штрихами. Блестяще сыгранную и спетую каватину Фигаро (музыка Россини преобладала в концерте) зал наградил бурной овацией. Неаполитанский романс «Скажите, девушки, подружке вашей» («Dicitencello Vuje») в исполнении Ладюка стал лирической кульминацией вечера. Линию южно-итальянских песен продолжил украинский тенор Дмитро Попов, исполнивший бравурного «Влюбленного солдата» («’O surdato ‘nammurato»). Незаурядной техникой в труднейшей каватине Розины из «Севильского цирюльника», инкрустированной жемчужными фиоритурами, блеснула Альбина Шагимуратова. А арией Джудитты («Meine Lippen, sie küssen so heiß») из одноименной оперетты Легара в регламентированность праздника внесла щепотку озорства Анна Аглатова.

То, что происходило в финале вечера, перечеркнуло все чопорные академические каноны: Владимир Спиваков вывел на сцену одну из своих дочерей – Анну Кову, выпускницу Парижской консерватории и Колледжа Беркли в Бостоне, которую красиво представил ведущий вечера – известный тележурналист Юлиан Макаров. Анне интересны нефилармонические музыкальные стили – блюз, соул, R’n’B, мотаун, что она и продемонстрировала в двух композициях собственного сочинения. Оглушительным джазовым попурри «Открытки из Нового Орлеана» на темы «Summertime» Гершвина, «What a Wonderful World», «Go Down Moses» из репертуара Луи Армстронга (солисты – трубач Вадим Эйленкриг, саксофонистка Грейс Келли, легендарный барабанщик Билли Кобэм) Владимир Спиваков завершил праздничный концерт. Впереди у Дома музыки еще добрая половина сезона, и запала неуемной творческой энергии маэстро и его единомышленникам и друзьям хватит сполна.

Если бы Брукнер был башкиром События

Если бы Брукнер был башкиром

В Уфе прозвучала премьера Первой симфонии Дмитрия Крюкова

Непрошедшее время Юрия Темирканова События

Непрошедшее время Юрия Темирканова

В Московской консерватории открылась выставка, посвященная легендарному дирижеру

Открывая заново забытые шедевры События

Открывая заново забытые шедевры

В Рахманиновском зале прозвучали сочинения Глинки в рамках проекта «Возрождение русской оперной классики»

Путеводитель по современной музыке События

Путеводитель по современной музыке

О событиях XIV Международного фестиваля Concordia