Симфония псалмов
Кажется, этот фестиваль, традиционно проходящий в Светлановском зале ММДМ, удачно нашел своеобразное, но органичное сочетание двух культурных сфер – церковной и светской. Псалмы, исполненные на торжественном открытии, нам привычнее слышать в храме на божественной литургии – отчасти и поэтому, наверное, концерт получился необыкновенно трогательным.
«Духовная музыка обладает особой силой, – говорится в приветственном послании митрополита Волоколамского Илариона, – она помогает человеку очиститься от внешнего, наносного, испытать высокие чувства и переживания».
Митрополит Иларион и Владимир Спиваков – художественные руководители Рождественского фестиваля. Благодаря их усилиям и самоотверженному труду мы можем услышать образцовые коллективы, исполняющие духовные жанры: хоры Новоспасского, Данилова и Сретенского монастырей, Московский синодальный хор (храм иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость»). Важно, что фестиваль имеет международный характер: приглашение участвовать приняли знаменитый хор испанского королевского монастыря Эскориал и уникальный Альпийский мужской хор из Италии.
В программу открытия Рождественского фестиваля вошла музыка русских композиторов на слова псалмов – священных молитвенных песен, по преданию, сочиненных пророком и царем Давидом. С тех пор как Псалтирь перевели на греческий и другие языки, тексты псалмов стали составлять фундамент христианского богослужения, непосредственный центр религиозного ритуала. Потому их звучание, конечно же, имеет не только особый смысл, но и совершенно ни с чем не сравнимую энергетику.
Концерт из двух отделений (11 января) составили довольно любопытным образом: в каждой части акапельные псалмы «подготавливали» масштабное симфоническое полотно. В первом – музыка Дмитрия Бортнянского, Александра Архангельского, Павла Чеснокова и Сергея Рахманинова на стихи известных псалмов в русскоязычных переводах («Благослови, душе моя, Господа», «Внуши, Боже, молитву мою» и другие) предваряла исполнение одного из самых знаковых сочинений XX века – «Симфонию Псалмов» Стравинского.
Псалмы в исполнении Московского синодального хора (художественный руководитель и регент – Алексей Пузаков) звучали камерно: музыканты попытались максимально отчетливо передать сосредоточенную и умиротворенную атмосферу церковного богослужения. Напомню, что хористы – певчие Скорбященского храма на Большой Ордынке, но воспроизвести «тихую молитву» в условиях Светлановского зала не так‑то просто, и надо отдать должное мастерству коллектива, великолепно справившегося с задачей.
«Симфонию Псалмов» взял на себя смелость дирижировать митрополит Иларион. Впрочем, имея дело с Госкапеллой России, можно быть уверенным в качестве исполнения. А в данном случае, поскольку «Симфония псалмов» – репертуарный «хит» коллектива, неоднократно исполнявшийся им в прошлые сезоны, то музыканты вдохновенно музицировали, подчиняясь уверенной руке Владыки.
После антракта складывалось ощущение, что нужно начинать все заново – может быть, это и неплохо. Первая часть, действительно, сложилась цельной и впечатляющей. Почему бы не пережить всё еще раз?
Теперь Синодальный хор исполнял псалмы уже более приближенно к традиционному концертному звучанию, несмотря на этот момент, музыка, например, Михаила Ипполитова-Иванова и Александра Кастальского, поражала глубиной и тихой сдержанностью. Надо сказать, псалмы, учитывая огромный жанровый и тематический спектр, все же имеют светлую окраску, полностью соответствуя христианскому мировоззрению.
Завершило вторую часть и все торжественное открытие Рождественского фестиваля симфония митрополита Илариона «Песнь восхождения». Как он сам рассказал, ее сочинение спровоцировал… неудачный отпуск. Владыка взял нотный лист и написал гамму, восходящую и нисходящую, и уже через неделю симфония была готова.
История знает «классический» пример, когда один русский гений за тематическую основу уже брал гамму (тональности Соль мажор), придав ей ритмическую своеобразность, свежий тембровый колорит. Митрополит Иларион использовал гамму «в чистом виде», связав ее проведение с кульминацией «Хвалебной песни».
«Песнь восхождения» лично продирижировал художественный руководитель Госкапеллы Валерий Полянский. Сочинение можно трактовать двояко: с одной стороны, каждая из пяти частей симфонического цикла предполагает собственную драматургию; с другой, все части имеют общую идею. Валерий Полянский интерпретировал симфонию как единую и мощную драматургическую линию, и благодаря его видению нюансов, органичному ощущению времени симфония прозвучала очень убедительно. Удачно получилась Пассакалия (1 часть): в исполнении Капеллы публика Дома музыки получила возможность детально услышать мистические «блуждания» ре-минорной гаммы. Выверенным и эффектным оказалось вступление хора. Митрополит Иларион осознанно, как часть замысла, использовал довольно простые средства музыкальной выразительности. «На реках вавилонских, там сидели мы и плакали, когда вспоминали о Сионе», – строчки 136‑го псалма композитор наделил функцией лирической кульминации. Песенная третья часть, подобная не канонической, а словно чистосердечной самопроизвольной молитве, Госкапеллой как нельзя лучше была выстроена и оркестрово, и вокально: возвышенно, просто, светло, ясно…
Пожалуй, стоит согласиться со словами Владимира Спивакова: «Рождественский фестиваль помогает нести свет и добро людям, он служит мостом между человеческой душой и миром искусства. Он дает бесценный опыт приобщения к великим произведениям духовной музыки, помогая слушателям больше узнать о христианских музыкальных традициях и разделить со всеми радость светлого праздника Рождества Христова».
Хор мальчиков монастыря Эскориал (Испания) ведет свою историю с XVI века и базируется в знаменитом королевском дворцово-монастырском комплексе близ Мадрида. Многочисленные испанские революции XIX века прервали его историю в 1836‑м, но спустя полтора столетия, при реальном возрождении монархии после франкистской диктатуры (а не бутафорском, как было при самом Франко), хор был воссоздан и сегодня выполняет те же функции, что ему были предначертаны еще во времена Филиппа II – музыкальное сопровождение церковных служб, праздников и королевских церемоний.
За прошедшие сорок лет после возрождения коллектив много гастролировал по Испании и за ее пределами – в Италии, Германии, Панаме, США. Сегодня в его составе 43 певца: 34 мальчика, поющие дискантами (сопрано) и альтами, а также 9 юношей после мутации, исполняющие мужские партии.
В Россию хор прибыл в полном составе. Сегодня его возглавляет хормейстер Хосе Мария Абад, капельмейстером и органистом является Педро Альберто Санчес, концертмейстером – наша соотечественница, выпускница Московской консерватории Юлия Кажарская. Учитывая специфику хора и тематику фестиваля в программе концерта прозвучали рождественские песнопения разных авторов – старинных (Свелинка, Де Анчиеты, Солера, анонимов), классических (как великих и известных – Мендельсона, Форе, Регера, Райнбергера, Франка, Адана, так и обделенных славой – Ребикова, Эславы, Грубера), современных (Корнелла, Чилкотта, Раттера, Рамиреса, Жоффре, Сифре, Родриго), а также испанские рождественские песни (вильянсико).
Подбор хоровых опусов оказался продуманным: в программе чередовались произведения медитативно-сакрального настроя с живыми зарисовками в фольклорном стиле (некоторые с очень игривыми названиями – например, «У меня есть ослик» Хоакина Родриго). Разнообразие вносили и чисто инструментальные номера: маэстро Санчес исполнил на органе несколько сочинений, особенно запомнился бравурный «Марш волхвов» Илариона Эславы.
В пении мальчиков, прежде всего, стоит отметить хорошую природу самих голосов – слышно, что они отобранные, что принимали не каждого: сильные и звонкие, уверенно интонирующие. Из детских голосов особенно понравились сопрано – ясные и полетные, лишенные привычного для детских коллективов сипа на верхних нотах диапазона. Двое из мальчиков-сопрано по очереди солировали, подтвердив позитивное впечатление от качества партии высоких голосов в целом. Альты скромнее: у них почти нет желательной густоты в звучании, слушаются, скорее, как те же сопрано, но поющие более низкие ноты. Пение юношей корректно дополняло гармонии, но чувствовалось, что голоса еще сильно не оформившиеся.
В целом исполнение отличала стройность звучания, эмоциональность, хотя строгие церковные каноны накладывали свой отпечаток – мальчики держали себя более сдержанно, чем им того хотелось. Меньше удались медленные, кантиленные номера, где иногда не хватало цепного дыхания и кристальной чистоты интонации; гораздо интереснее, выразительнее и профессиональнее прозвучали опусы ритмически изощренные, динамичные, энергетически емкие – ощущалось, что сами певцы получают от них больше удовольствия и охотнее транслируют их публике. Среди таковых запомнились испанские рождественские песни и «Слава» из Маленькой джазовой мессы Боба Чилкотта.