Поставленная 45 лет назад, первая в СССР рок-опера буквально взорвала отечественный театр. В записи 1980 года заняты премьерные исполнители – Ирина Понаровская, Альберт Асадуллин, Богдан Вивчаровский и ВИА «Поющие гитары».
«Шлейф “Орфея и Эвридики” следует за мной по пятам до сих пор», – признается Александр Журбин. Автор многочисленных мюзиклов, музыки к кинофильмам, более сотни песен, в начале 1970-х он был молодым музыкантом, окончившим аспирантуру Ленинградской консерватории. Но именно ему выпал жребий открыть новую страницу советской музыки.
Идею «советской рок-оперы» подал Журбину и либреттисту Юрию Димитрину Анатолий Васильев – руководитель первого в СССР вокально-инструментального ансамбля «Поющие гитары», импульсом стала пластинка рок-оперы «Иисус Христос – суперзвезда» Эндрю Ллойд Уэббера, тогда доступная немногим в СССР. Именно Журбин настоял на выборе древнего сюжета об Орфее, с которого началась история оперного жанра.
«Зонг-опера» – так пришлось авторам назвать свой спектакль, поставленный в 1975 году при оперной студии Ленинградской консерватории (понятие «рок» было идеологически враждебным), глава Ленинградского отделения Союза композиторов Андрей Петров поддержал молодых авторов.
«Орфей и Эвридика» Журбина имела фантастический успех, была показана во многих городах Советского Союза и зарубежья, получила престижную премию в Великобритании. С роли Орфея началась музыкальная карьера Альберта Асадуллина – певца с уникальным тембром голоса; партия Эвридики принесла международную славу Ирине Понаровской. Наконец, спектакль дал импульс к преобразованию «Поющих гитар» в полноценных музыкальный театр «Рок-опера».
Уже в начале ХХI столетия спектакль вошел в книгу рекордов Гиннеса (более 2500 представлений на сцене одного театра!). Он и сегодня идет на сцене питерской «Рок-оперы», регулярно ставится и на других сценах России.
Запись доступна на цифровых платформах: Apple Music, Яндекс.Музыка, YouTube, Spotify.