Московский ансамбль Rusquartet существует с 2001 года. Его участники – Ксения Гамарис (первая скрипка), Анна Янчишина (вторая скрипка), Ксения Жулева (альт), Петр Каретников (виолончель) – закончили Московскую консерваторию в классе Дмитрия Шебалина, известного квартетиста, легендарного «бородинца». Квартет открыт любому репертуару, от венских классиков до наших дней. Музыканты всегда стремятся к совершенству, что отмечено прохождением мастер-классов прославленных музыкантов и участием в ряде известных конкурсов, таких как Международный конкурс струнных квартетов в Банффе (Канада; первый ансамбль, допущенный из России!) и Международный конкурс TROMP в Эйндховене (Нидерланды). Rusquartet стал победителем VIII Международного конкурса квартетов имени Д. Д. Шостаковича в 2008 году и получил стипендию-грант имени Т. А. Гайдамович.
Новый диск музыкантов посвящен творчеству Чайковского, у которого камерные ансамбли занимают крайне небольшое место – три струнных квартета (плюс незаконченный «нулевой», созданный в юношеские годы), фортепианное трио и струнный секстет. Однако играют их не менее часто, чем симфонии и балеты. На данном диске представлен «нулевой» квартет и первые два (op. 11 и op. 22). Отсутствие Третьего квартета не случайно – Rusquartet планирует выпустить его вместе с «Воспоминанием о Флоренции» в отдельном издании.
Мир квартетов Чайковского – своего рода «домашняя симфония». Они проникнуты теплом, уютом и порой словно бы детской наивностью. Многие из мелодий прямо или косвенно связаны с народными песнями. В целом Чайковский не допустил в камерную музыку того драматизма, что бушевал в его симфониях и симфонических поэмах. Всё это ставит перед исполнителями непростую задачу – малыми средствами создать красочный, но в то же время нескучный образ.
Чайковский у Rusquartet, в духе нашего времени, лишен сентиментальности и чувственности, как это было, скажем, в записях квартета имени Бородина. Вместо этого они фокусируются на тщательной проработке фактуры и голосоведения. Музыканты работают как единое целое, умело поддерживая друг друга и в нужный момент уходя на задний план, чтобы выделить яркий изгиб мелодии.
Примером такого подхода становится знаменитое Andante cantabile из Первого квартета. Почти хоровые по фактуре аккорды и переплетения линий собираются в единое целое, а на их фоне поет первая скрипка – она, как певица в романсе, лидирует над всеми. Следующее за этой частью скерцо привлекает своей динамичностью и удачно найденным «испанским» колоритом. В финале квартета, напротив, подчеркнуто классицистское начало – не выглядывает ли Фигаро из‑за плеча виолончелиста?
Во Втором квартете народное начало уменьшается, зато возрастает виртуозность. Ансамбль достойно справился с фугато в первой части и нерегулярной метрикой скерцо. Вновь обращает на себя внимание искусно выстроенное соотношение между главными и фоновыми голосами в Andante ma non tanto, чьи ламентозные вздохи во многом предвосхищают Шестую симфонию. Финал отличается прихотливо-капризным характером, но, может быть, слишком вольными изменениями темпа.
Диск записан на лейбле Etcetera Records – фирмы, которая фокусирует интересы на забытой, неизвестной или совсем новой музыке, а также пропагандирует аутентичный подход. В этом смысле приглашение Rusquartet выглядит логичным. Как признаются сами музыканты, 2017 год был крайне важен для них, так как он ознаменовал сотрудничество с европейской звукозаписывающей компанией, что открывает для ансамбля новые горизонты.