Рояльные метаморфозы open air События

Рояльные метаморфозы open air

Фортепианный фестиваль в Екатеринбурге

Фестиваль Green Royal Fest  – бесспорно, главное событие музыкального лета в Екатеринбурге, случившееся в полном соответствии с пословицей «не было бы счастья, да несчастье помогло». В прежние времена придумать и организовать нечто подобное со звездным составом участников всего за неделю – такое даже представить было невозможно, Свердловская филармония, как и весь музыкальный мир, жила в системе долгосрочного планирования. А вот теперь, после затяжной паузы, после обнуления всех планов, оказалось запросто.

Едва губернатором области в конце июля были сняты ограничения на проведение массовых мероприятий на открытом воздухе, как филармония стала первой. Уже 1 августа симфоническим концертом был открыт «Воздушный сезон» в Центральном парке имени Маяковского, одновременно началась серия камерных концертов в амфитеатре екатеринбургского МЕГА-Парка. А 10 августа стартовал Green Royal Fest – вечера открытого рояля в городском Саду Вайнера. Фестиваль насколько внезапный, настолько и долгожданный, с роскошной программой и знаковым выбором площадки.

Сад Вайнера, расположенный за филармонией, – особое место. Свое название в честь революционера он получил уже в советское время, а концерты на открытой эстраде проходили в нем с конца XIX века до 1970-х годов. Здесь выступали и оркестры, и академические музыканты, и выдающиеся артисты – Вертинский, Утесов, Баянова… Потом были годы упадка, собственно, от сада мало что осталось. Зимой на фестивале «Евразия» архитектурным бюро Zaha Hadid была представлена концепция нового Концертного зала филармонии, о строительстве которого речь идет давно. Она предполагает возвращение бывшему саду его исторической роли общественно-культурного пространства. Конечно, все будет выглядеть иначе, но намоленное место таковым и останется. А пока стройка не началась, в Саду Вайнера вновь зазвучала музыка. Партнером филармонии и в организации фестиваля, и в будущем строительстве выступил Центр развития социально-культурных инициатив Свердловской области.

Борис Березовский

На призыв участвовать в фестивале с готовностью откликнулись многие музыканты, в сущности,  элита современного российского пианизма. От юного Ивана Бессонова до маститых Бориса Березовского, Дениса Мацуева и Даниила Крамера, включая молодых, но уже известных Андрея Коробейникова и Андрея Гугнина. Многие признавались, что играют впервые после вынужденного перерыва. Пять вечеров, шесть пианистов, два оркестра и практически все виды фортепианного музицирования – соло, с оркестром, в дуэте и в джазе. Рояльные метаморфозы open air –  наверное, так можно сформулировать простую и изящную концепцию. В России подобного формата фестиваль проводился впервые. А в мире? Конечно, прообразом екатеринбургского феста послужил известнейший Ла-Рок-д’Антерон, кстати, в эти же дни уже в 40-й раз проходящий на юге Франции. Уральский филармонический оркестр с Дмитрием Лиссом не раз выступали в парке Шато де Флоранс, впрочем, как и многие из гостей фестиваля. И нет ничего зазорного в том, что всем хотелось увидеть нечто подобное в России. Екатеринбург смог превратить мечты в реальность и планирует сделать фестиваль традиционным.

Вечер открытия Green Royal Fest сопровождался сплошным экстримом. Буквально накануне небывалая для Урала длительная жара сменилась прохладой и проливными дождями. Зрители заполняли выстроенный партер на 1600 с лишним мест, но «с пробелами» (все по требованиям Роспотребнадзора), получали в подарок дождевик и наверняка молили об отсрочке дождя на время концерта. Небесная канцелярия сжалилась, дождь хлынул через час после концерта, и ни один последующий не был отменен. А весь фестиваль сложился в удивительно гармоничную музыкально выстроенную структуру, с неожиданными акцентами.

Открывавший форум Иван Бессонов появился на сцене… на костылях: спортивная травма правой  ноги вынудила пианиста работать педалью рояля с помощью левой. Тем не менее он четко, стильно и с полной отдачей отыграл с Уральским молодежным симфоническим оркестром под управлением дирижера Антона Шабурова два концерта: пронизанный драматизмом Двадцатый Моцарта и – наше фортепианное всё – Первый Чайковского, как нельзя лучше соответствующий духу начала, экспозиции.

Второй концерт фестиваля стал вечером открытий. Во-первых, нового дуэта: Андрей Гугнин и Андрей Коробейников играли вместе всего лишь в третий раз и, несмотря на технически не всегда полную согласованность, явили подлинный ансамбль двух несхожих музыкантов. В нем прекрасно распределены роли: Гугнин выступал отважным заводилой, а Коробейников – основательным фундаментом, при этом следить за тем, как чутко каждый слышит партнера, как кидают друг другу подачу музыкальной мысли, было увлекательно. Во-вторых, открытие не часто играемой музыки. Изысканная программа включала и брамсовские «Вариации на тему Гайдна», и финальные «Половецкие пляски», каждый из музыкантов сыграл соло, и это был Скрябин. Но центром стала Первая сюита Сергея Рахманинова, очаровавшая лирикой пленэра и захватившая стихией колокольности.

Даниил Крамер

Даниила Крамера всегда любят и ждут в Екатеринбурге. В третий вечер он выступал в составе своего джазового трио с Сергеем Васильевым (контрабас) и Павлом Тимофеевым (ударные),  подарив всем прекрасное настроение и ощущение маленького праздника. Этот концерт в рамках фестиваля пролетел как легкое, искрометное интермеццо.

Медитативно-лирической, при этом невероятно мощной кульминацией фестиваля прозвучал рецитал Бориса Березовского, чья программа до последнего держалась в секрете. Спонтанность и нелюбовь к заготовкам – известные черты этого музыканта, Березовский один из немногих, кто может себе позволить играть то, что захочется в данный момент. В соответствии с атмосферой. В этот раз – удивительное совпадение со вторым вечером! – это был снова Александр Скрябин. Программа из трех блоков, выстроенных почти в хронологическом порядке, представила композитора во всей полноте его устремлений, нежным и мятежным, утонченным и грандиозным, космически запредельным. На бис Березовский феерично сыграл «Исламея» Балакирева. Разбивая монотематизм концерта, он мотивировал это тем, что будущий пианист Скрябин именно на этом сочинении переиграл себе руку, что побудило его всецело отдаться композиции.

Денис Мацуев и Уральский филармонический оркестр

Наконец, ликующий финал фестиваля представили Денис Мацуев и Уральский филармонический оркестр с Дмитрием Лиссом. Неукротимый виртуоз и любимец публики год от года меняет свой стиль игры и, к удовольствию многих, явно движется от фантастических спортивно-силовых достижений к мудрости среднего возраста, тонкости деталей и полной свободе в обращении со звуком и формой. Бетховенский Третий концерт (все-таки юбилейный год великого немца!) и Второй Рахманинова погрузили в плотный сгусток чувств, эмоций, мыслей и сокрушительной энергетики. Особое приподнятое настроение Мацуева чувствовалось во всем: в том, как он вихрем вылетел на сцену, и как после игры схватил микрофон и признался, что «музыкант без сцены – это смертоподобная история, так же, как и концерты онлайн».

И это воодушевление полностью разделяла публика, соскучившаяся  по концертам. Ради живой музыки люди были готовы терпеть и прохладу, и дождь (если бы он случился), и отсутствие антрактов, не говоря уже о масках и прочих мерах предосторожности. Билеты, пущенные в продажу за неделю или того меньше, разлетелись с удивительной скоростью, а на закрытие разошлись буквально за один день. Те, кому их не досталось, с пледами и стульчиками или просто стоя, плотным кольцом каждый вечер окружали площадку, формат open air позволял всем  испытать ощущение причастности.