Романтизм – как мироощущение – жив! Господствовал в девятнадцатом веке, не был окончательно похоронен в двадцатом и вновь процветает в двадцать первом! Не только жив, но и востребован – особенно в нашем, далеком от романтики «сегодня».
Это первая мысль, которая возникает после прослушивания концертов двух музыкантов, отличающихся яркой индивидуальностью, – французской виолончелистки Сирьель Голен и пианиста франко-греческого происхождения Антуана Мурласа. Диск, увековечивающий эти концерты и записанный на лейбле Klarthe Records, носит весьма скромное название Un moment musical chez les Schumann – «Музыкальный момент с Шуманами». Интрига: да, да, с тремя Шуманами! Хотя широкая аудитория знакома всего с одним – Робертом. Двое других – братья Георг (1866–1952) и Камилло (1872–1946) – не являются никакими родственниками своего гениального земляка, да и известностью явно обделены. Правда, в Саксонии такая несправедливость устраняется, чему способствует существующее с 2000 года Общество Георга Шумана (Georg Schumann Gesellschaft) – композитора, пианиста, скрипача, дирижера, хормейстера и педагога, профессора и директора прославленной Певческой академии в Берлине (Sing-Akademie zu Berlin), – сохраняющее его наследие. О Камилло, композиторе и выдающемся органисте, здесь также не забывают. Но, повторим, за пределами Германии «Шуманы XX века» знакомы очень немногим. Тем ценнее та просветительская задача, которую в числе прочих поставили перед собой Сирьель Голен и Антуан Мурлас: воскресить незаслуженно забытые имена. Достаточно сказать, что музыканты впервые осуществили запись Виолончельной сонаты № 1 ор. 59 Камилло Шумана, фактически дав ей второе рождение.
Но данный диск интересен не только своими просветительскими, но и чисто эстетическими целями. Требование сегодняшнего дня – оригинальная концепция концертной программы. Голен и Мурлас предлагают сопоставить в одном концерте произведения композиторов не только, мягко говоря, различной степени известности, но и разделенных временной пропастью более чем в полтора века. Но при этом они не пытаются «выяснять отношения» и сравнивать уровень дарования трех Шуманов. Да и «переклички времен» не происходит, так как на первый взгляд вообще может показаться, что все произведения написаны примерно в одни и те же годы. Скажем еще более «кощунственную» вещь: и одним композитором. По крайней мере, по духу (явное влияние Брамса, особенно чувствующееся в сонате Георга Шумана, педалировать не будем). А ведь Георг и Камилло, между прочим, фактически современники Шёнберга! Однако в творчестве обоих влияние их великого однофамильца явно одержало верх (стилистические тонкости раннего, позднего, нео- и прочих романтизмов в данном случае отбрасываются за ненадобностью).
Итак, Соната Камилло Шумана, написанная в 1905 году, открывает программу «Музыкального момента». И сразу устанавливает высокий градус романтизма, можно сказать, в чистом виде. Этому способствует уже сам дуэт виолончели и фортепиано, обладающий наиболее «очеловеченным» звучанием из всех инструментальных ансамблей. Сирьель Голен и Антуан Мурлас прекрасно «спелись». Они чувствуют друг друга буквально на телепатическом уровне, действуя синхронно и максимально используя богатство тембровой палитры своих инструментов, не пропустив ни одной светотени, ни одного мало-мальски значимого нюанса. Произведение поистине рождается заново, благодаря изысканной интерпретации и мастерству музыкантов! Теплота и нежность, но в то же время порывистость и страстность первой части (Allegro moderato) сменяется меланхоличным и созерцательным Анданте (Andante cantabile edespressivo), в свою очередь, уступающим место драматичному и виртуозному финалу (Allegromolto). На протяжении всего произведения деликатное туше Антуана Мурласа особенно впечатляет на фоне насыщенного и глубокого, «грудного» звучания виолончели Сирьель Голен.
Центральное место программы по праву отдано «главному романтику всех времен и народов» Роберту Шуману. Его «Пять пьес в народном духе» для виолончели и фортепиано ор. 102 – «привет» из 1849 года – это пять музыкальных иллюстраций к шкале человеческих эмоций. В Vanitas vanitatum (с ремаркой «Mit Humor») вместо залихватской застольной песни «с юморком» о тщете всего сущего мы слышим затаенную боль разочарования. Таинственная, шепотом пропетая вторая пьеса (Langsam) – колыбельная матери, убаюкивающей первенца. Третий номер цикла (Nicht Schnell, mit viel Ton zu spielen) отсылает слушателя к образам «Любви поэта»; ее истаивающая виолончельная кантилена убеждает: «С чувствами не играют, это слишком серьезно!» Четвертая пьеса (Nicht zu rasch) – сияющая, полная ярких эффектов и одновременно трепетная – квинтэссенция «духа романтизма». А еще полная противоположность «своим соседям по циклу», особенно финальной (Stark und markirt) – наиболее драматичной и страстной из всех пяти пьес. Если бы шумановский цикл не игрался довольно часто различными дуэтами, то можно было бы смело сказать, что безукоризненное и эмоционально обостренное исполнение Голен и Мурласа и ему подарило второе рождение!
Но недаром программу венчает Виолончельная соната ор. 19 Георга Шумана, написанная в 1898 году. Первая часть (Allegro moderato con molto espressione), несмотря на свою некоторую мрачность и трагичность, буквально олицетворяет собой пресловутый «дух романтизма». Conmolto espressione можно было бы поставить эпиграфом ко всей программе, ко всему диску. И, благодаря бьющей через край энергетике музыкантов, этому espressione мы отдаемся сполна. Получив некоторую передышку на медленное и печальное Анданте (Andante cantabile), мы вновь с головой окунаемся в вихрь драматичного и порывистого финала (Allegro energico confuoco). Все! Душа нараспашку!
Пожалуй, Голен и Мурлас дали всем современным романтикам уверенность в том, что их идеалы будут жить еще по меньшей мере века полтора.