Российский ключ от луарских дверей События

Российский ключ от луарских дверей

Грандиозный, но по-семейному теплый – таким получился фестиваль «Ключ от дверей», который уже в восьмой раз прошел в уютных шато и музеях французской Луары.

Этот год во Франции был призван стать самым российским за многие десятилетия. После открытия «Русских сезонов» в парижском «Одеоне», казалось, что ничто уже не помешает развернуть русское культурное присутствие от Нормандии до Лазурного берега. Казалось, что, как и столетие назад, богемный Париж вот-вот заговорит по-русски.

На фоне затишья, вызванного отменой практически всех культурных событий, русская музыка в живописной французской глубинке стала путеводной звездой из пандемического мрака. Везет тому, кто везет: вдохновители фестиваля, заслуженная артистка России Людмила Берлинская и ее муж, французский пианист Артур Ансель, до самого конца верили в возможность его проведения – и были вознаграждены. Муниципальные власти городов Мер и Тальси шли на риск, до последнего не отменяя фестиваль, и в нужный период все же оказались в «зеленой зоне». Иначе и не могло случиться – дух неутомимой борьбы за искусство есть квинтэссенция всей жизни Валентина Александровича Берлинского, к 95-летию которого был приурочен «Ключ от дверей».

В маленьком муниципальном музее города Мер расположилась настоящая сокровищница. На стенах висели анонсы самых первых выступ­лений Квартета имени Бородина. Под стеклом – дневники Берлинского, в которых он фиксировал каждый отыгранный квартетом концерт. Трепетно собранные руками внучки маэстро Марии Маталаевой, эти экспонаты проводили посетителя сквозь всю личную и творческую биографию артиста.

Несмотря на закрытые европейские границы и невозможность пригласить музыкантов из России, как это было в прежние годы, в вечер открытия на сцене собрались лучшие представители российской музыкальной школы – те, кто знали Берлинского лично, были его учениками и, конечно, творческие коллеги его дочери. В исполнении концертмейстеров и солистов лучших европейских оркестров, среди которых Виктор Дерновский, Елена Яковлева (Frikha) и Витаутас Сондецкис, прозвучали любимые произведения Валентина Александровича: квинтет Шуберта с двумя виолончелями, а также особо символичное трио Чайковского – «Памяти великого художника», виртуозно ведомое легкими пальцами Людмилы Берлинской.

Они играли не для себя и не для слушателей. Мэтр зримо присутствовал на сцене, вдумчиво глядя на артистов с большого портрета, а его внук, виолончелист Дмитрий Берлинский, то и дело пересекался взглядом с великим дедом, будто черпая вдохновение в воспоминаниях о нем. Зал старинной усадьбы в Тальси, в котором присутствовали и высокие парижские гости, был переполнен до установленного карантином предела. Французские слушатели, обычно не брезгующие светскими беседами во время исполнения, в этот раз благоговейно застыли перед совершающимся таинством. Связующими звеньями между произведениями выступили отрывки из воспоминаний Валентина Берлинского, звучавшие в таинственном полумраке на французском языке в исполнении актера и режиссера Жан-­Филиппа Анселя.

Фестиваль продолжался пять дней, каждый из которых был посвящен городу, сыгравшему важную роль в жизни Берлинского: Иркутску, Москве, Парижу, Олдборо, Санкт-­Петербургу.

Слово Людмиле Берлинской:

«Мой отец говорил, что музыка не имеет границ. Доказательство этому – проведение выставки и фестиваля во Франции в память о нем, великом музыканте советской эпохи».