Победные звуки Первого концерта Чайковского, лившиеся с экрана летней сцены перед Дворцом земледельцев в Казани, стали духоподъемной преамбулой к двухчасовому оперному марафону, который провел ГСО РТ. Ролик, показанный в качестве заставки, напомнил о весомом вкладе коллектива и его руководителя, народного артиста России и Республики Татарстан Александра Сладковского в юбилей Петра Ильича. Выпущенный во время пандемии бокс-сет из 10 дисков на лейбле Sony Classical со всеми симфониями и инструментальными концертами классика, наконец, доступен не только на цифровых платформах, но и на физических носителях.
Фанфары «Итальянского каприччио», открывшего вечер, знакомы многим любителям музыки, посещающим концерты в Большом зале консерватории. И программа пленера оказалась по исполнительскому качеству достойной и этого прославленного зала, и любого аналогичного.
Оркестр продемонстрировал отменную форму и абсолютное присутствие духа: вслушиваясь в многочисленные соло духовых в увертюрах к операм «Сила судьбы», «Сицилийская вечерня» Верди, к оперетте «Легкая кавалерия» Зуппе, придирчивый критик не смог обнаружить недочётов и сбоев. Один из просвещенных меломанов «недоумевал»: «Как можно на открытом воздухе сыграть духовикам настолько чисто, нигде не понизив строй и держа идеальный ансамбль». А публика просто ловила кайф от встречи со знакомой музыкой, сыгранной обаятельно и театрально. Эмоции умножались с помощью крупных планов, выводимых телевизионщиками на экран. Весь спектр чувств, который стремился вложить в интерпретации маэстро Сладковский, зал в этот раз мог наблюдать во всех подробностях. Пронзительный взгляд дирижера держал под контролем всех музыкантов, а они отвечали ему вниманием и сосредоточенностью ко всем нюансам.
Украшением программы стали солисты, оперные звёзды: солистка Мариинского театра Альбина Шагимуратова и солист Большого театра Игорь Головатенко. Каждый из них показал универсальность дарования. Игорь начал с арии Елецкого, спев ее благородно и страстно, затем последовал Верди, где мы сопереживали обманутому Ренато, герою «Бала-маскарада», жаждавшему мести. Этот певец обладает не только роскошным баритоном, но и настоящим чувством сцены. Он может без декораций и костюмов, а лишь жестом, интонацией, уместной мимикой «сыграть» образ так, что все становится понятным даже без знания итальянского языка (бегущей строки с переводом, к сожалению, не было).
Альбина Шагимуратова выбрала проверенное «Болеро» Елены из «Силы судьбы» – сопрановый хит, позволивший певице сразу блеснуть искрящимися верхами и виртуозностью фиоритур. В своих сольных номерах Альбина обратилась и к жанру оперетты. По ее признанию, раритетную арию Ядвиги из оперетты «Робинзон Крузо» Оффенбаха она выучила, следуя примеру Джоан Сазерленд, великой сопрано прошлого, не чуждавшейся легкой классики.
После трагического дуэта Джильды и Риголетто из второго действия вердиевского шедевра, Альбина и Игорь «объяснились» друг другу в любви в сцене из «Веселой вдовы». Голоса певцов сплетались с нежным тембром скрипки концертмейстера Алины Якониной. Не обошлось без дежурных, но так любимых публикой неаполитанских песен «Вернись в Сорренто» и «Не забывай меня» де Куртиса.
Open air стал кульминацией празднеств, проходивших в этот уикенд ко Дню Казани и 100-летию образования Республики Татарстан. Поэтому ожидаемо часть программы посвятили национальной музыке. Если в репертуаре ГСО РТ сочинения татарского классика Назиба Жиганова звучат достаточно часто, да и вообще коллектив и маэстро Сладковский записали уникальную антологию произведений современных татарских композиторов, то выступление Альбины Шагимуратовой с романсом «Китмә, сандугач» («Не улетай, соловей») Яхина стало откровением. Примадонна, как оказалось, тонко чувствует и владеет фольклорной манерой, не говоря уже о прекрасном знании родного языка, на котором она затем сказала прочувствованный спич в честь юбилея республики и радости творческого содружества с ГСО РТ и Сладковским.
«Визитной карточкой» коллектива уже давно является «Стан Тамерлана» Александра Чайковского, и хотя в сочинении нет прямых цитат, но в контексте услышанного эта музыка воспринималась как продолжательница в XXI веке местных родовых традиций. Восточный колорит мелодики, остинатный пульс ударных, воинственный крик оркестрантов «Алга» («Вперед!») повысил до предела градус эмоций многочисленной публики, собравшейся не только на поле перед Дворцом земледельцев, но и чуть поодаль, под стенами Кремля. Точно рассчитанная по хронометражу программа подвела к финальному апофеозу. На сцене появился популярный эстрадный певец Салават Фатхетдинов, и зазвучала песня «Мин яратам сине, Татарстан!», с последними звуками которой разлился огненными струями салют.
Этим первым концертом после изоляции Сладковский задал себе и оркестру высокую планку, а впереди – открытие сезона в БКЗ имени С. Сайдашева и проверка венской классикой. ГСО РТ планирует начать бетховенский абонемент, а затем привезти в столицу рахманиновскую программу. Лишь бы не накрыло второй волной.