В новом альбоме, выпущенном в период карантина, известный шведский кларнетист Мартин Фрёст и оркестр исторических инструментов Concerto Köln выступают не совсем в привычных для себя форматах. Как говорится, не за это мы их любим, однако результат получился впечатляющий! Мартин Фрёст, давно и блестяще переигравший весь репертуар для кларнета и известный своими экспериментами и кроссоверами в самых разных жанрах музыки, впервые ступает на территорию барокко. Concerto Köln тоже в последнее время больше известен интерпретациями произведений более позднего, классического периода – музыканты исполняют их без дирижера. Но главное и нетипичное в этом альбоме – совмещение исторических инструментов с современным кларнетом, да еще и в нестандартном для него репертуаре. При том что кларнет был изобретен более 300 лет назад, как раз во времена барокко, настоящую популярность он обрел лишь к концу XVIII века, не в последнюю очередь благодаря произведениям Моцарта, писавшего их для своего друга, придворного кларнетиста Антона Штадлера. Этот диск, по словам самого Фрёста, является попыткой представить, как мог бы писать для кларнета Антонио Вивальди, если бы у него в распоряжении был чуть более совершенный вариант инструмента.
Виртуозные арии Вивальди, полные чисто инструментальных пассажей, с которыми блестяще справляется, например, Чечилия Бартоли, как нельзя лучше ложатся на кларнет, как, впрочем, и проникновенные медленные, где Мартин Фрёст демонстрирует свое тончайшее piano, дополняя da capo остроумными и стильными украшениями. Используя арии из нескольких опер, в том числе популярных в наши дни «Джустино» и «Олимпиады», Фрёст составил три «концерта» для кларнета и струнных, и эти вещи вполне могут войти в репертуар современных кларнетистов. Concerto Köln прекрасно дополняет диск симфонией и увертюрой из упомянутых опер, сыгранных пусть и без привычного итальянского драйва, но очень стильно и по-немецки точно. Последний трек на диске, ария с шалюмо La Tortora (исполненная с солирующей виолончелью вместо голоса) относит нас к предшественнику кларнета как своеобразный трибьют инструментам с одинарной тростью эпохи барокко, на которые ориентировался Фрёст при создании этого альбома. Для этого он даже заказал специальный кларнет из самшита, традиционно использовавшегося для изготовления духовых в XVIII веке. Справедливости ради стоит сказать, что исторический шалюмо можно услышать в прекрасной записи произведений Г. Ф. Телемана в исполнении ансамбля Musica Antiqua Köln, а барочный кларнет в концертах Вивальди – на диске ансамбля Zefiro. Однако новый альбом Мартина Фрёста и Concerto Köln представляет собой интереснейший эксперимент, целью которого является расширение возможностей и репертуара кларнета, а заодно путешествие в мир барокко с любителями этого инструмента.