Boris Tishchenko <br>Harp concerto <br>To my brother <br>Testament <br>International Parisian Symphony Orchestra <br>Mikhail Sugako <br>NAXOS
Релизы

Boris Tishchenko
Harp concerto
To my brother
Testament
International Parisian Symphony Orchestra
Mikhail Sugako
NAXOS

Появление новых альбомов арфовой музыки уже давно обрело статус знаменательного события. Арфисты нечасто радуют своих почитателей новыми записями. И конечно, особенной уникальностью обладают диски с редкой оригинальной музыкой для арфы, а не с широко тиражированными сочинениями. Именно таким и предстает новый альбом петербургской арфистки Ионеллы Маринуцы.

Программа диска имеет монографический характер и полностью состоит из сочинений Бориса Тищенко (1939–2010), в чьей жизни арфе была отведена особая роль. В 1977 году супругой композитора стала арфистка Ирина Донская. В качестве свадебного подарка ей был преподнесен Концерт для арфы с оркестром, op. 69. Ирина оказалась первой исполнительницей этой музыки и именно она осуществила запись Концерта с Ленинградским камерным оркестром. Отныне таинственный и волшебный ореол арфы стал для композитора путеводной звездой.

Будучи ученицей И. Донской, Ионелла Маринуца вслед за своим педагогом исполнила это сочинение. Концерту Б. Тищенко отведено центральное место в альбоме. Протяженная пятичастная композиция звучит более сорока минут, ее цельность и нераздельность обеспечивают отсутствие пауз между частями и интонационное единство в виде краткой лейттемы в народном стиле.

Русский арфовый концерт XX века во многом развивался благодаря арфистам-­исполнителям. Композиторы прошлого столетия часто создавали свои сочинения под впечатлением от блестящей игры мастеров арфового искусства. Подтверждением тому является и Концерт Б. Тищенко, обретший новую исполнительскую трактовку в продуманной интерпретации Ионеллы Маринуцы.

Два других сочинения этого альбома продолжают линию биографического содержания. Но в противоположность Концерту их возникновение связано с трагическими обстоятельствами. Трио «К брату» для сопрано, флейты и арфы, op. 98 на стихи Михаила Лермонтова написано по случаю внезапной кончины брата композитора (1986). Отголоском этих событий является и «Завещание», созданное в том же году по одноименному стихотворению Николая Заболоцкого для сопрано, арфы и органа, op. 96. Оба произведения исполнены на высоком профессиональном уровне. Ансамблевая игра музыкантов представляет всю палитру камерного музицирования, последовательно раскрывая основной замысел этих сочинений.

Альбом Ионеллы Маринуцы – безусловно, яркое событие в жизни профессионального арфового сообщества. Выбранные ею произведения, несомненно, вой­дут в золотую коллекцию сочинений, написанных для арфы русскими композиторами.