Появление новых альбомов арфовой музыки уже давно обрело статус знаменательного события. Арфисты нечасто радуют своих почитателей новыми записями. И конечно, особенной уникальностью обладают диски с редкой оригинальной музыкой для арфы, а не с широко тиражированными сочинениями. Именно таким и предстает новый альбом петербургской арфистки Ионеллы Маринуцы.
Программа диска имеет монографический характер и полностью состоит из сочинений Бориса Тищенко (1939–2010), в чьей жизни арфе была отведена особая роль. В 1977 году супругой композитора стала арфистка Ирина Донская. В качестве свадебного подарка ей был преподнесен Концерт для арфы с оркестром, op. 69. Ирина оказалась первой исполнительницей этой музыки и именно она осуществила запись Концерта с Ленинградским камерным оркестром. Отныне таинственный и волшебный ореол арфы стал для композитора путеводной звездой.
Будучи ученицей И. Донской, Ионелла Маринуца вслед за своим педагогом исполнила это сочинение. Концерту Б. Тищенко отведено центральное место в альбоме. Протяженная пятичастная композиция звучит более сорока минут, ее цельность и нераздельность обеспечивают отсутствие пауз между частями и интонационное единство в виде краткой лейттемы в народном стиле.
Русский арфовый концерт XX века во многом развивался благодаря арфистам-исполнителям. Композиторы прошлого столетия часто создавали свои сочинения под впечатлением от блестящей игры мастеров арфового искусства. Подтверждением тому является и Концерт Б. Тищенко, обретший новую исполнительскую трактовку в продуманной интерпретации Ионеллы Маринуцы.
Два других сочинения этого альбома продолжают линию биографического содержания. Но в противоположность Концерту их возникновение связано с трагическими обстоятельствами. Трио «К брату» для сопрано, флейты и арфы, op. 98 на стихи Михаила Лермонтова написано по случаю внезапной кончины брата композитора (1986). Отголоском этих событий является и «Завещание», созданное в том же году по одноименному стихотворению Николая Заболоцкого для сопрано, арфы и органа, op. 96. Оба произведения исполнены на высоком профессиональном уровне. Ансамблевая игра музыкантов представляет всю палитру камерного музицирования, последовательно раскрывая основной замысел этих сочинений.
Альбом Ионеллы Маринуцы – безусловно, яркое событие в жизни профессионального арфового сообщества. Выбранные ею произведения, несомненно, войдут в золотую коллекцию сочинений, написанных для арфы русскими композиторами.