В издательстве «Композитор» вышел роман Ларисы Кириллиной «Мистер Смит и примадонна». Известный музыковед, профессор Московской консерватории, автор исследований о барокко и классицизме, биографий Бетховена, Генделя, Глюка, вдруг написала детектив, действие которого разворачивается в Венеции XVIII века, а на страницах появляются как выдуманные, так и реальные исторические лица. Немалую роль в повествовании играют образы искусства и архитектуры, поэтому редакция «Музыкальной жизни» предложила откликнуться на новинку искусствоведу – заведующей отделом графики XVIII –начала XX века Государственной Третьяковской галереи Ирине Шумановой.
Историческая фантазия Ларисы Кириллиной «Мистер Смит и примадонна» неожиданно открывает читателю новую грань исследовательского дара автора. Увлекательный жанр детектива и остроумный, тонкой работы текст вовсе не исключают серьезности в деталях и выверенности профессиональных характеристик – качеств, свойственных работам этого признанного знатока европейской музыки XVIII века.
Музыкант и иностранец – идеальная формула героя произведения. Герой, как и автор, воспринимает происходящее как бы со стороны, но одновременно ему удается быть в гуще событий и самых острых споров. Любимый ими обоими, Ларисой Кириллиной и ее персонажем, композитором Кристофером Смитом, Гендель – охранная грамота в мире венецианских страстей. Он постоянно присутствует в тексте и, словно ангел хранитель, оберегает Кристофера, направляет его в опасном расследовании. Позиция автора – сродни положению героя, оказавшегося на особом счету в изысканном венецианском обществе: благодаря работе с великим Генделем ему открываются все двери, доступны любые персоны.
Венеция в детективе многолика, текст романа воспринимается в том числе и как своеобразный гид по городу: в экскурсионную программу включено посещение опасных лабиринтов бедных кварталов, таинственных островов и великолепных палаццо знати.
Автор не просто хорошо знаком с историческими реалиями художественной ситуации в Венеции этого времени, но будто бы живет ими. Визуальный ряд произведения соткан из аутентичных живописных ассоциаций. Прогулки по городу погружают нас в атмосферу пейзажей, перед глазами всплывают ведуты Антонио Каналетто и Франческо Гварди. Описание музыкальных салонов вызывают в памяти картины Пьетро Лонги. В самом драматическом и выразительном эпизоде детектива – рискованном путешествии на остров Повелья – ощутимо и мощно звучит тема знаменитого полотна Арнольда Бёклина «Остров мертвых». Использование этого, несомненно, анахронического источника выбивается из общей концепции историзма, и тут точно не скажешь, какие пристрастия автору важнее – живописные или музыкальные, какой «Остров мертвых» больше вдохновлял его – бёклиновский или рахманиновский.
То, что автором детектива является музыкант, следует не только из оперной фабулы романа. Текст полон музыковедческих вкраплений – сцен музицирования, профессионально безупречных разговоров о музыке, воспринимающихся абсолютно органично, учитывая род занятий главного героя. Музыкально и само восприятие мира автором, невероятно убедительно и естественно пользующимся звукописью: «Перед праздниками в городе царило хлопотливое затишье, как если бы весь оркестр старательно играл некое каприччио полушепотом – pianissimo, staccato e pizziccato, – перемежаемое то сонными паузами, то затаенным хихиканьем флейты, то невольно брякнувшим аккордом чембало». Как в музыке, в романе Кириллиной выверено композиционное строение текста, плетение сюжетных нитей, введение и развитие тем, расположение акцентов и пауз. Сам жанр этой исторической фантазии можно определить как «детектив, рожденный из духа музыки».
Лариса Кириллина. «Мистер Смит и примадонна». Историческая фантазия. М.: «Композитор», 2020. В оформлении обложки использована работа художника Андрея Ремнёва.