Фестиваль современной музыки «Randspiele» в Цепернике был основан в 1992 году и проводится раз в году — летом или в начале осени. Концерты проходят в трех помещениях: в местной ратуше, в старинной церкви Святой Анны и в небольшом концертном зале общинного дома напротив нее. На протяжении последних 28 лет организаторы посвящают несколько дней подряд только современной музыке. Кроме фестиваля существует также регулярный абонемент «Randspiele» — программы концертов, в которые включены произведения как современных, так и классических авторов.
В названии содержится игра слов по аналогии с общеизвестным немецким словом «Festspiele» («фестиваль»). Цеперник — небольшой пригород в федеральной земле Бранденбург у самой северо-восточной стороны Берлина, и слово «Randspiele» можно буквально перевести как «игры на окраине» или «фестиваль на окраине». Это настоящий марафон: слушатели, исполнители и композиторы переходят из зала в зал, не переставая общаться между собой, обмениваясь впечатлениями в перерывах между концертами в тени старых буковых деревьев церковного двора за бокалом вина. В день можно послушать 3-4 концерта с разнообразной программой, искусно продуманной и подготовленной организаторами фестиваля. За эти годы тут прозвучали сочинения более 260 композиторов из 24 стран.
Фестиваль был основан немецким композитором и органистом Хельмутом Цапфом совместно с Карин Цапф, руководительницей хора церкви Св. Анны. В этом году, когда мировая эпидемия коронавируса парализовала концертную жизнь во многих странах, фестиваль проводился позже своих обычных сроков. Его подготовка началась, как только стало известно, что концерты в Германии снова состоятся. Но специфические условия этого года не позволили пригласить некоторых постоянных участников — в частности, из Южной Кореи. К тому же пришлось выбирать партитуры, написанные исключительно для маленьких ансамблей. Помимо многочисленных сочинений присутствующих на концертах авторов, в этом году в программу были включены произведения двух композиторов, которые покинули этот мир совсем недавно, — Гии Канчели и Георга Катцера. Кроме того, в программе фестиваля прозвучали сочинения нашего соотечественника Эдисона Денисова, а также трёх его учеников — Ольги Раевой, Антона Сафронова и Александры Филоненко.
Монолог для виолончели «После плача» Канчели исполнил Константин Манаев, а две пьесы для флейты соло Денисова – Эрик Дрешер. Оба этих музыканта – ярчайшие солисты нового поколения, пропагандирующие современных композиторов и вдохновляющие их на новые сочинения. Музыка Георга Катцера (уже звучавшая в Москве на фестивале «Другое пространство») – частый гость фестиваля в Цепернике. В этот раз прозвучали его пьесы из серии «Воображаемые диалоги», написанные для солиста и магнитофонной плёнки (для флейты в исполнении Эрика Дрешера, для бас-кларнета – Маттиаса Бадчонга) и «Маленькое приношение Фридриху II» для флейты соло – написанное «по мотивам» флейтовых упражнений («сольфеджио»), сочинённых самим прусским королем-композитором.
Весной этого года во время вынужденного карантина Ольга Раева написала серию коротких сольных пьес. По ее собственным словам, «эта „корона“ пришла как туча, которую завидели издали, но надеялись, что она обойдет стороной… в воздухе витала идея одиночества». На фестивале прозвучала её пьеса «Дон Кихот» для виолончели соло, вдохновенно и виртуозно сыгранная Константином Манаевым, а также две пьесы для скрипки соло в исполнении Сузанны Цапф под названиями «Бабочка» и «Заключённый Абель Хойна»). В последнем названии — имя узника концлагеря в Освенциме. По словам автора, он «родился в 1895 году, был рабочим из города Пинчув, умер в декабре 1941 года… « Это все, что я о нем знаю… Когда-то я увидела его фотографию, и … мне показалось, он сказал: «Напиши обо мне». И я пообещала (скорее себе …) И вот … написала…».
Антон Сафронов представил композицию «Репка» в новой версии для баяна соло, сделанной по просьбе Романа Юсипея — блестящего солиста из Украины, который с большим артистизмом «рассказал» и сыграл всем известную русскую сказку на немецком языке. Это произведение входит у автора в создаваемую им серию сочинений на тексты стихов и сказок разных народов. Все они основаны на так называемом «кумулятивном» принципе — когда к одному заявленному событию и образу с каждым разом добавляются все новые и новые. Эта пьеса уже существует у автора в версии для струнного квартета, которая исполнялась польским NeoQuartet из Гданьска в самых разных странах на самых разных языках — в том числе в Москве, а также в Польше, Германии, странах Прибалтики и Скандинавии. В этом году этот коллектив снова выступил в Цепернике на фестивале «Randspiele».
У Александры Филоненко прозвучали премьеры двух сольных пьес: «Vaterland» («Отечество») для виолончели и электроники (вновь солировал Константин Манаев) и «Schlafes Bruder» для аккордеона (Роман Юсипей). Последнее — название романа современного австрийского писателя Роберта Шнайдера, известное в русском переводе как «Сестра сна». В этой пьесе, по словам автора, — «обращение к хоралам Баха, а именно синтез собственного материала и баховского хорала «Komm, o Tod, Du schlafes Bruder» («Приди, о Смерть, сна сестра»)». А про первое из сочинений композитор говорит: «Пьеса является неким долгим предыктом к финалу Девятой симфонии Бетховена, о котором изначально никто из публики и не должен догадываться. И только появление звуковой пленки, которая звучит как некая “машина” масс, постепенно приводит к финалу бетховенской симфонии».
Константин Манаев, один из главных хедлайнеров фестиваля, познакомил с пьесой для виолончели «Нагорача» композитора из бывшего СССР Азизы Садыковой, в прошлом — ташкентской ученицы Дмитрия Янов-Яновского, одного из неофициальных учеников Денисова «среднего» поколения. Эта элегантная и остроумная пьеса вдохновлена различными мотивами узбекского фольклора.
На фестивале был представлен ряд сочинений его художественного руководителя Хельмута Цапфа, и в одном из них автор тоже обращается к баховским хоралам, а именно — к обработке лютеровского «Ein feste Burg ist unser Gott» («Бог нам прибежище и сила»). Сочинение Цапфа для квартета ударников (исполненное Бременскими перкуссионистами) называется «Einige Anschläge zu E-F-B-G» («Некоторые покушения на E-F-B-G»): имеется в виду нотная анаграмма из первых букв слов названия хорала, которую композитор использует как тему сочинения. Еще один опус-перформанс для квартетного состава (скрипки, кларнета, фортепиано и ударных) под названием «Kwartludium (quattuor musici canunt)» исполнил ансамбль из Гданьска с аналогичным названием «Kwartludium»: его двусмысленное польско-латинское название («четверо музыкантов поют») означает, что четыре музыканта должны, с одной стороны, организоваться в ансамбль, а с другой — оставаться все время солистами.
Следующий марафон «Randspiele» планируется на будущий 2021 год — и это будет 25-я годовщина смерти Эдисона Денисова. Хельмут Цапф планирует посвятить этому событию серию концертов, которые будут проводиться вместе с Ассоциацией Эдисона Денисова, созданной в этом году в Париже. Сам организатор фестиваля Хельмут Цапф, аккордеонист Роман Юсипей, виолончелист Константин Манаев, а также все три ученика Денисова – Александра Филоненко, Ольга Раева и Антон Сафронов – являются членами Ассоциации и активно участвуют в пропаганде наследия своего учителя и наставника.
Александра Филоненко, Хельмут Цапф, Екатерина Денисова, Ольга Раева, Константин Манаев, Антон Сафронов