“Не в Граните” — так называется концерт-музыкальный комментарий ансамбля «Студия новой музыки» к выставке «Ненавсегда» (1968–1985). Полемически заостренную и нарочито противоречивую выставку можно посмотреть в эти дни в Новой Третьяковке, а провокативно-вызывающий концерт «Не в Граните» можно послушать только 21 сентября в Рахманиновском зале Московской консерватории.
Вслед за программной идеей выставки, сталкивающей официальное и неофициальное искусство периода «застоя», ансамбль «Студия новой музыки» конфронтационно сопоставит музыкальные произведения российского авангарда и сочинения наиболее интересных представителей соцреализма того же периода. Такое сопоставление раскрывает музыкальную панораму времени и противоположность устремлений композиторов разных художественных направлений.
В программу намеренно включены те сочинения «традиционалистов», которые можно отнести к числу явных художественных удач, и те сочинения композиторов советского андеграунда, в которых только лишь намечаются новые направления поисков их авторов.
В творчестве отдельных композиторов 1960–1980-х часто традиционные элементы и эксперимент находятся в труднорасчленимом единстве, как, например, в подчеркнуто ироничных «Веселых песнях» Сергея Слонимского на стихи Даниила Хармса, включенных в программу концерта. По контрасту с ними прозвучит «Серенада» Альфреда Шнитке, основанная на плакатной конфронтации «всего со всем», когда нарочито случайное взаимодействие жанровых фрагментов образует импровизационно-джазовое звуковое поле и провоцирует уже немыслимое в то время чувство анархической свободы.
В 1960-е годы параллельно возникают сочинения, индивидуально адаптирующие музыкальные средства Дмитрия Шостаковича, ставшие к тому времени уже вполне конвенциональными, и сочинения по своей стилистике во всем противопоставляемые новому советскому мэйнстриму. Как отражение этой тенденции в программе концерта «постшостаковичевскому» художественному высказыванию Третьего квартета Николая Пейко противопоставлена небольшая пьеса Эдисона Денисова DSCH. Хотя в своем названии сочинение Денисова тематизирует знаменитую шостаковическую музыкальную анаграмму, по существу оно не имеет с музыкой Шостаковича ничего общего и образует совершенно новый абстрактный звуковой мир.
Как очень милое «прекрасное далеко» — одновременно и свежее, и очень знакомое звучит вокальный цикл Бориса Чайковского «Последняя весна» на стихи Николая Заболоцкого, написанный в самый последний период брежневской эпохи. Но искомая Заболоцким «вещность» слова по-настоящему осязательно, почти телесно передана Александром Вустиным в его мощном чисто инструментальном сочинении «Слово» для духовых и ударных.
Концерт будет сопровождаться дискуссией куратора выставки Кирилла Светлякова, искусствоведа и галериста Сергея Попова и музыковеда Светланы Савенко. Модератор дискуссии — автор проекта, музыковед Владислав Тарнопольский.