Вечный авангардизм, или морское приключение в центре материка События

Вечный авангардизм, или морское приключение в центре материка

В Бетховенском зале штутгартского Лидерхалле Теодор Курентзис открыл сезон Симфонического оркестра Юго-Западного Радио Германии концертом к 85-летию Хельмута Лахенмана

Юбиляр-авангардист, прославившийся изобретением «инструментальной конкретной музыки», самолично предстал на сцене: исполнил роль чтеца в своем сочинении 1992 года «“…два чувства…”, музыка с Леонардо» (на стихи Леонардо да Винчи в немецком переводе Курта Герстенберга). Что бы ни значил его посвященный учителю – Луиджи Ноно – музейный опус, дальнейшая программа повела немецкий коллектив Курентзиса в настоящее плаванье Одиссея. В узкий фарватер между Сциллой старинной музыки и Харибдой звуковой современности музыканты прошли без сучка, но с задоринкой.

Прямая интернет-трансляция позволила во всей красоте оценить навигационную прихотливость Курентзиса. Программу он сконструировал иначе, чем значилось в анонсе на сайте оркестра, но в итоге добился удивительных свойств «избирательного сродства» между авторами и эпохами настолько же далекими, насколько генетически родственными и даже необходимыми друг другу – подобно сцепке двух скал посреди средиземноморья, запечатленных слепым Гомером. После непредсказуемой, зияющей черными дырами и первобытными сгустками музыки нашего современника Лахенмана цветочной пыльцой накрыл саунд Шекспирова ровесника – Джона Дауленда Weep You No More, Sad Fountains («Не плачьте, печальные фонтаны»), а затем безо всякой паузы распахнулся портал в новейший, посвященный Лахенману опус москвича Дмитрия Курляндского Possible places для скрипки.

Звездой сочинения, написанного по заказу SWR, блистала Патриция Копачинская. Новую в сезоне 2020/2021 артистку-резидента SWR Курентзис рекомендовал слушателям с нежностью, переходящей в обожание. После первого же номера, выпорхнув на сцену в белом ангельском платье с белой маской на лице, скрипачка села на пол и дуэтом с Курентзисом пропела небесной грусти песенку Дауленда. А поднявшись, стала чудесить в Курляндском. «Возможные места»для скрипки композитор нашел в совершенно невозможном комбинировании популярнейшего струнного тембра с остальным оркестром. Капрон сольного звука, словно трепыхающиеся фалды занавеса, вздували сквознячные гулы тромбона, подшлепываемые ударом литавр. Единоборство сильфиды со скрипочкой в руках и тяжелой артиллерии ее  соперников завершилось победой какой-то химии: похожий на бульканье и лопанье воздушных пузырьков в шампанском, звук скрипки возносился куда-то вверх, виртуозно и тихо-претихо торжествуя победу. Тоненький свист маленькой разбойницы-солистки стал последним штрихом в портрете ее ликующего персонажа. Трансляция позволила рассмотреть, как новейшему музыкальному деликатесу Курляндского, окропленному грациозным инструменталистским юмором, рада не только публика, но и сами музыканты.

Просветление Курентзисом

Вместо антракта публика, рассаженная шахматно-гнездовым методом, созерцала пятнадцатиминутную работу шести сотрудников сцены, менявших локацию стульев и пюпитров. Вторую половину концерта-путешествия открыла сюита «Баталия» зальцбургского предшественника Моцарта –  Генриха Игнаца фон Бибера. Вместо двух анонсированных частей камерный состав SWR залихватски-задорно исполнил все восемь. В сравнении с августовской видеозаписью той же сюиты составом из 10 человек оркестра musicAeterna (видео, посвященное дню крещения Бибера, можно посмотреть на сайте петербургского оркестра Курентзиса), штутгартцы похулиганили с виртуозом барочной музыки еще слаще. Калейдоскоп образов предстал безграничным по части воображения и киданию из крайности в крайность.  Лютневые и клавесинные переборы, восхитительно жуткая какофония, пародирующая пение подвыпивших бойцов, стройные шеренги «Марша мушкетеров» – в общем, воз и маленькая тележка.

Курентзис свободно болтался по сцене, время от времени возвращаясь к работе не столько дирижера, сколько вдохновенного зачинщика всего этого барочного безобразия. Старинное, фольклорное, батальное, придворно-виртуозное – все налилось каким-то рокерским драйвом. Надо было видеть, как, изогнувшись, Копачинская «запиливает» заключительную ноту на верхней струне или бабахает по большому черному тамбурину, с которым в Рамо-гала маршировал и сам Курентзис. На фоне такого барокко очевидный авангардизм формального виновника вечера – Хельмута Лахенмана, у которого на рояле «играли» молотком, ногтем, локтями и даже гигантским опахалом рояльной крышки, по арфе водили растопыренными ладонями, а из бас-флейты и прочих духовых извлекали звук жабр доисторического водоплавающего, показался детской забавой.

Взболтав и смешав музыкальную вселенную, плаванье по ней Курентзис завершил поэтичным полотном «Анаит» итальянского гения-отшельника Джачинто Шельси. Засурдиненные тромбоны, гулкая и яркая, как луч света в подводном царстве, красота наплывающих друг на друга аккордовых стай – весь этот даже до середины не считываемый слухом «список кораблей», как бурлак веревку, на себе тянула тонкая и выносливая скрипка Копачинской. С нею звуковой караван, словно в морском мареве, проплыл мимо нас, удалившись за линию двух книжкой схлопывающихся горизонтов. Эти горизонты лишь условно можно назвать «музыкой прошлого» и «музыкой настоящего», потому что все, звучавшее на концерте, обернулось усильем очень честного, очень живого и бесконечно захватывающего действия. Отличное качество трансляции (режиссер – Неле Мюнхмейер) позволило не упустить ни одной подробности непостижимой и все же воздухом сквозь пальцы просачивающейся галактики звуков, где чистой музыки было не более чем на час пятнадцать минут, а открытий и острых ощущений, кажется, хватит на всю оставшуюся жизнь.

Cочетание без брака События

Cочетание без брака

Третий сезон проекта Musica sacra nova завершился концертом памяти Софии Губайдулиной

Коллективное бессознательное События

Коллективное бессознательное

В петербургском Доме Радио состоялась премьера спектакля «ЮЛ»

Партитуры тоже не горят События

Партитуры тоже не горят

В рамках фестиваля «PRIMA DOMRA» прошла московская премьера концерта-спектакля «Мастер и мандолина»

Прыжок в вечность События

Прыжок в вечность

В Большом зале Московской консерватории прошла премьера симфонии «Николь» Ильи Демуцкого