Хочется перефразировать известную фразу: «Слишком много нот, дорогой Моцарт!» И сказать: «Слишком много эмоций, дорогой маэстро!» Вот уж где нет места никакой рассудочности и сердечной холодности, так это на концертах Государственного симфонического оркестра Республики Татарстан, который 19 сентября открыл свой 55-й сезон. Ровно 10 лет назад художественным руководителем и главным дирижером коллектива стал Александр Сладковский. Кстати, в текущем году он отмечает и свой собственный юбилей: Сладковский с его оркестром – фактически ровесники. Сам же концерт-открытие был посвящен Людвигу ван Бетховену – отдавая дань 250-летию «музыкального исполина».
Артисту невозможно привыкнуть к полупустым рядам кресел. Особенно странно их видеть в Большом концертном зале имени Салиха Сайдашева, где аншлаги со стоящими в проходах зрителями, вообще-то, дело обычное. Но реалии наших дней таковы, и с ними приходится мириться.
Ведущий концерта музыкальный критик, лектор и музыковед Ярослав Тимофеев провел в этой связи интересную параллель: «Болезнь, борьба с ней и ее преодоление. Это и про жизнь Бетховена, и про нас, про нашу борьбу с коронавирусом. И про сегодняшний концерт. Мы все вместе пройдем путь от мрака к свету».
Неоднократно отмечалось, что «путь от мрака к свету» – творческое кредо Александра Сладковского. И отправными точками на этом «пути»ныне стали три бетховенских сочинения, логично сложившиеся в потрясающее воображение единое полотно, буквально «Концерт в трех частях».
«Первой частью» этого действа стал «Эгмонт», трактованный Сладковским гораздо глубже общепринятой «борьбы нидерландского народа с испанским владычеством»: борьба жизни и смерти, в которой побеждает смерть, но победа смерти – лишь пролог к новой жизни. Пролог красивый, пышный, роскошный. Кстати, оркестр с первых же аккордов зазвучал «вкусно», сочно, и настолько слаженно и сыгранно, как будто и не было вовсе никаких перерывов и карантинов.
Роль лирической «второй части» – поиска чистого музыкального совершенства, не замутненного никакой «программностью» – досталась Концерту для скрипки с оркестром. Солировал Павел Милюков и, говоря об его исполнении, хочется троекратно употребить прилагательное «удивительный».
Во-первых, конечно же, удивительный музыкант, к которому по праву можно отнести слова, сказанные Эдуаром Эррио о Бетховене: «его виртуозность всегда остается слугой вдохновения». Милюков продемонстрировал такое «свободное парение» над всеми техническими трудностями, – их просто не существовало! – что его игру можно было бы сравнить с джазовой импровизаций, разумеется, не по стилю, а по степени раскрепощенности. И такая «импровизация» бережно и тонко поддерживалась «всей массой» оркестра в идеальном ансамбле. Милюков давно сотрудничает с ГСО РТ; ныне солист, оркестр и дирижер чувствуют друг друга, кажется, на уровне подсознания.
Во-вторых, удивительное исполнение. Скрипач играл в прямом смысле этого слова – играл со слушателями в увлекательнейшую игру, заставляя то погружаться в приятные воспоминания, то пританцовывать словно на деревенской свадьбе, в то и вовсе улетать в мечтах в далекие неведомые миры.
И в-третьих, слушатели, собравшиеся в зале, смогли услышать удивительный инструмент. «Лучший в мире», по словам самого Павла. В 2019 году он получил в безвозмездное пользование шедевр Антонио Страдивари, сделанный мастером в 1715 году, т.е. в его так называемый «золотой период». Казалось, что скрипка в руках музыканта поет сама по себе – тысячу раз мы слышали это выражение, а вот теперь имели счастливую возможность убедиться воочию, что это не просто избитая метафора. Для «дуэта» Страдивари-Милюкова не было ничего невозможного, что дополнительно доказало исполнение на «бис» Вариаций Паганини для скрипки соло на тему из оперы Джованни Паизиелло «Мельничиха» с полным набором труднейших пиццикато левой и правой рук, двойных стаккато, аккордов.
После концерта Павел поделился своими впечатлениями: «Совершенно особенный день, особенный концерт. После долгого вынужденного молчания выйти играть в таком зале, с таким оркестром, такую музыку – чувства переполняют. 10 лет назад я желал коллективу ГСО “всего-всего”. А теперь это “всё” у них уже есть. Любой музыкант оркестра – личность, мастер своего дела. А какая отдача! Сегодня я был счастлив за каждого сидящего в зале. Представьте, я летел в Казань всю ночь из Новосибирска через Москву. Но с первыми же аккордами всякая усталость куда-то делась. Мне даже пришлось в какой-то момент внутренне приказать себе: “Стой на сцене! Ты же сейчас улетишь!” И всем ребятам хочу сказать: “Спасибо, что отрываете от нот; уже даже не думаешь, о чем там писал Бетховен – просто дышишь этой музыкой!” И каждый раз по-разному. Я недавно уже играл этот концерт, и он был совершенно другой. А сегодня он получился, в первую очередь, очень радостным. Знаете, такая мужская радость. Ее так не хватает всем нам!»
И вот настала очередь «третьей части», финала-апофеоза всего концерта – Пятой симфонии. «Вообще-то я планировал исполнить Девятую симфонию, – приоткрыл некоторые «закулисные тайны» Сладковский, – но нам из-за всех ограничений запретили привозить хор. Поэтому остановились на Пятой, которая по духу близка ей. К тому же Пятую все знают и любят, а вот играют очень редко. Дирижер на одном вступлении может все зубы сломать, вернее руки. Но трудности преодолимы. Зато сегодня я понял, что такое счастье!»
Пятая оглушала, ошеломляла, подчиняла. Могучие crescendo, приводящие к громогласным tutti, от которых бежал мороз по коже, многозначительные паузы, а в итоге – почти религиозный экстаз. Что ж! Можно констатировать, что свой 55-й сезон ГСО РТ встречает во всеоружии, не претерпев никаких творческих потерь. Да и старт взят с такой высоты, что в дальнейшем обязывает ко многому. На очередном «пути от мрака к свету».
… Еще перед началом концерта прошел слух, что Сладковский со своим оркестром приготовили для зрителей особый сюрприз сверх программы. И вот момент настал. «Мы так ждали этого дня!» – обернулся к залу Сладковский. Зал дружным хором ответил: «И мы!» Погас свет. Будто свечи, вспыхнули лампочки над пюпитрами оркестрантов. И в этом «потустороннем» полумраке полились чудесные, совершенные звуки «Арии» Баха из Третьей сюиты ре мажор. Отдохновение от всех бурь, щемящее воспоминание и прощание. Погружение в вечность…