В Шанхай, многомиллионный мегаполис съехались хоровые дирижеры из всех провинций Китая для обсуждения актуальных вопросов хорового дела. Особое внимание было уделено влиянию русской школы на становление китайского профессионального хорового исполнительского искусства
Организаторами выступили Министерство культуры РФ и Министерство культуры КНР, Посольство РФ в Китае и Всекитайская Хоровая Ассоциация.
Российское хоровое искусство на этом форуме представляли руководитель Камерного хора Московской консерватории, профессор Александр Соловьёв (Москва); заведующий кафедрой академического хора и руководитель Концертного хора Санкт-Петербургского государственного института культуры, профессор Сергей Екимов (Санкт-Петербург); автор этих строк, руководитель Женского хора музыкального факультета МПГУ, кандидат педагогических наук, профессор Екатерина Никитина.
Среди представителей китайской стороны – постоянный член совета Всекитайской Хоровой Ассоциации, постоянный член совета и Главный секретарь Хорового Комитета Шанхайской Ассоциации Музыкантов Ван Тье Лонг; постоянный член совета Всекитайской Хоровой Ассоциации зам. зав. Хорового Комитета Шанхайской Ассоциации Музыкантов Хе Дян Пинг; Президент Аньхуэйской Хоровой Ассоциации, президент Аньхуэйского Литературного общества, писатель и сценарист Щуй Цун Сонг; Дирижер, профессор Китайской Центральной консерватории Ян Хониян; Член Всекитайской Ассоциации Музыкантов, заместитель президента Нанкинской Ассоциации Музыкантов, президент Хоровой Ассоциации г. Нанкин, композитор Су Ион Цин; Заместитель министра отдела пропаганды г. Нанкин Чен Вей; Секретарь комиссии по проверке дисциплины культурного издательства г. Нанкин Юй Чан Ио; Заместитель начальника культурного издательства г.Нанкин Ли Вэй Минг; Член Всекитайской Ассоциации Музыкантов, ректор Нанкинского университета искусств, композитор Зо Цян Пинг; Заместитель директора Всекитайской Хоровой Ассоциации, директор хорового комитета высшего учебного заведения, дирижер Жен Бао Пинг.
Представители российской стороны выступили с докладами по проблемам современного хорового исполнительства и вопросам вокально-хоровой работы, провели мастер-классы с китайскими хоровыми коллективами.
С особым вниманием и заинтересованностью китайские коллеги ознакомились с методами и приемами вокально-хоровой работы над произведениями русских композиторов, продемонстрированными в процессе мастер-классов представителей российской школы хоровых дирижеров.
Заседания конференции были обрамлены хоровыми гала-концертами в зале Шанхайской консерватории, которая отмечает в этом году свое девяностолетие.
В концертах приняли участие около двух десятков исполнительских коллективов разных составов: от детского и студенческих до любительских хоров, участники которых достигли зрелого возраста. В стенах Шанхайской консерватории в этот вечер звучали произведения современных китайских и зарубежных композиторов, народные песни. Все коллективы продемонстрировали качественное хоровое звучание и достойный уровень исполнительской культуры; особенно приятно, что пели много современной музыки, показывая открытость и заинтересованность к новому искусству.
Особое эмоциональное воздействие на слушателей оказало исполнение детским хором из Сучжоу песни Евгения Крылатова на стихи Юрия Энтина «Прекрасное далёко» на русском языке.
Мы попросили поделиться впечатлениями одного из участников форума, профессора Александра Соловьёва:
«Одним из главных организаторов конференции стал Ванг Чао, окончивший Шанхайскую консерваторию в классе профессора Цао Тон (некогда воспитанника Московской консерватории), который направил своего ученика также для прохождения стажировки в Москву, в класс моего учителя, профессора Б. Г. Тевлина. Ванг Чао ныне один из самых перспективных китайских музыкантов поколения 30‑летних. Руководит несколькими коллективами, также пишет музыку и обладает острым креативным мышлением – универсал-практик, совмещающий в себе профессиональное мастерство и менеджерское начало.
Состоявшаяся конференция стала достойным плодом его идеи: собрать вокруг Шанхайского университета хормейстеров из разных провинций Китая, охватив фактически всю страну. Патронировал это мероприятие Ян Хониян, патриарх всекитайского хорового движения. Мне посчастливилось присутствовать на его мастер-классе и видеть, как он владеет магией концентрации внимания аудитории. Даже без переводчика, на каком‑то невербальном уровне, участники российской делегации смогли воспринять то, чего он хотел достичь: теоретическая часть органично перетекла в практическую, где маэстро стал работать с залом, добиваясь результата с помощью мельчайших движений рук, а иногда даже только взглядом.
В своем докладе я поделился опытом, наработанным в Московской консерватории, в Камерном хоре, показал, какие у нас существуют дыхательные упражнения, вокальные распевания. “Искусство пения – это искусство дыхания: так считают итальянские мастера”, – часто любил повторять профессор Тевлин. Действительно, важно перевести дыхание из рефлекторного в певческое, и во время упражнений достичь этого эффекта. Мне было предложено разучить со слушателями конференции несколько партитур. Одна из них – “Хорал” Кузьмы Бодрова, который успешно мной «раскатывается» по всему миру. Изначально этот миниатюрный фрагмент взят из музыки к драматическому спектаклю, это – вокализ, что удобно иностранцам, он доступен для чтения с листа, и на нем можно продемонстрировать, как из минималистских гармонических созвучий рождается своя интерпретация. Презентованный мной новый сборник “Поет Камерный хор”, где как раз опубликована данная исполнительская редакция “Хорала”, – пример того, как одна страница превратилась в насыщенную штрихами, нюансами, агогикой партитуру.
Для китайской стороны также интересно оказалось пригласить мастера, представляющего линию педагогики, – профессора МПГУ Екатерину Никитину, опытного хормейстера, также выпускницу Московской консерватории. Она поделилась опытом интеграции хорового дела на методическую базу, чем в настоящее время я занимаюсь в собственной диссертации, посвященной вопросам педагогической деятельности Б. Г. Тевлина.
Вместе со мной также приехал профессор Сергей Екимов, композитор и дирижер, возглавляющий кафедру академического хора в Санкт-Петербургском институте культуры и одновременно преподающий в консерватории. Он показал свою музыку для хора – а cappella, а также сочинения современных петербургских авторов.
Итог мастер-класса – это одновременно и смотр достижений хоровых коллективов Китая и пример художественного взаимодействия двух образовательных систем России и КНР, который органично вписывается в межгосударственную программу взаимодействия двух стран “Один пояс – один путь”».