Новинка этого сезона представляет современный взгляд на вокальное наследие С.В. Рахманинова – композитора, чья глубина и многообразие смыслов раскрывается тем больше, чем дальше мы отстоим от него на временной дистанции. В умело выстроенной антологии нашлось место как популярным, так и редкозвучащим романсам, а главное – выстроилась ретроспектива от первых опусов 1892 года до последних, датируемых 1916 годом, когда композитор покинул Россию и надолго погрузился в творческое молчание.
В исполнительском тандеме, представленном на диске, сложно выявить лидера, ведь в дуэте с приглашённой солисткой Большого театра России и Метрополитен-оперы сопрано Любовью Петровой выступает ас в области ансамблевого искусства, Заслуженная артистка России, пианистка Елена Савельева, к сотрудничеству с которой стремятся самые титулованные певцы.
В трёх романсах из опуса 4 (1892), написанных в период окончания Рахманиновым Московской консерватории, прослеживается влияние великих предшественников Чайковского и Римского-Корсакова. Но вместе с тем можно отметить, свойственную для Рахманинова возрастающую роль партии фортепиано, отличающейся богатством, разнообразием фактуры и колористических оттенков. Здесь Елена Савельева демонстрирует свое мастерство и музыкантский масштаб. Из шести романсов op.8, сочиненных осенью 1983 года, ставших своеобразным откликом на уход из жизни поэта А. Плещеева, на диске звучит романс «Речная лилия» на слова Г. Гейне в переводе А. Плещеева, где чудесной кантилене голоса контрастируют игривые «всплески воды» у рояля.
«Островок» – одна из известнейших пейзажных зарисовок композитора, которую мне особенно приятно было услышать, поскольку довелось, как дирижеру, исполнять в транскрипции для хора Василия Мухина. И подобные переложение закономерны, ибо романсы Рахманинова необыкновенно колористичны.
Отмечу певческую индивидуальность Любови Петровой, ее умение добиться воздушной филировки в высоком регистре на тишайшем нюансе, естественное ощущение внутренних контрастов. Певица демонстрирует почти клиповую смену настроений в экспрессивно-драматических кульминациях, усиленных выразительной подачей стихотворного текста. В качестве примера приведу романс, который можно было бы назвать мини-поэмой «Диссонанс» на слова Я. Полонского (op. 34, 1911), звучащий более шести минут, где «в унисон» с певицей фразируя смысловые вершины, тонко и вместе с тем с необходимой патетикой играет Елена Савельева.
В мозаичном выстраивании драматургии целого на представленном диске особое место занимает последний цикл С.В. Рахманинова из шести романсов op. 38 (1916), записанный музыкантами полностью. Эти романсы объединяет поэзия поэтов символистов серебряного века: А. Блока, А. Белого, И. Северянина, В. Брюсова, Ф. Сологуба. По словам знатока рахманиновского творчества Ю. Келдыша, «стилистически этот цикл развивает тенденции, наметившиеся уже в предшествующих романсовых опусах композитора. Тщательно разработанная вокальная декламация соединяется с развитой по фактуре фортепианной партией, которой принадлежит иногда главное, определяющее значение в передаче образно-поэтического замысла…» Все это слышно в интерпретации Любови Петровой и Елены Савельевой.
Завершают диска два романса, датированные также 1916 годом: «Молитва» на слова К.Р. и «Всё хочет петь» на слова Ф. Сологуба, символизирующие оптимистичный взгляд в будущее. Тут Рахманинов не выступил пророком: наступившие революционные события опрокинули привычный жизненный уклад и принесли немало потрясений самому композитору.
Диск записан в марте 2020 года в Большом зале консерватории одним из лучших российских звукорежиссёров Михаилом Спасским, что гарантирует перфектное студийное качество. Уверен, что данный диск подарит много мгновений удовольствия для всех кому близко камерно-вокальное творчество Рахманинова. Считаю данное издание Московской консерватории в преддверии 150-летнего юбилея композитора – своевременным и адресным откликом его алма-матер. И ожидаю, что продолжение последует…