Немецкий симфонический оркестр Берлина представляет пятый диск, записанный со своим руководителем Робином Тиччати. После объявления о том, что контракт с ним на посту главного дирижера продлевается до 2027 года, выход альбома теперь может демонстрировать не только итог совместной трехлетней работы музыкантов, но направление их дальнейшей деятельности. «За прошедшее время оркестранты доказали, что готовы идти на риск вместе со мной», – сказал маэстро, комментируя приятную новость. Уже сейчас можно предположить, что риск коснется постромантического репертуара. И первой такой пробой стал настоящий релиз, полностью посвященный музыке Рихарда Штрауса.
Одно из ключевых преимуществ альбома – удачно построенная драматургия: от взрывного «Дон Жуана» через философские песни и к трагической поэме «Смерть и просветление» – слушатель движется от земного к потустороннему, от игры инстинктов к красоте бесконечности. Стиль дирижера – его обращение к камерности, стройности, тонкой обработке фраз – подключает новые художественные ресурсы оркестра, который не прибегает к готовым приемам, а старается произвести свой собственный, неповторимый звук. Этот звук становится героем всей записи. Оркестр включается в эту работу, смакуя каждую ноту, – как уставший путник с жадностью выпивает предложенную ему кружку воды.
Искрящиеся струнные и бравурно-торжественные духовые предваряют потрясающий средний раздел в «Дон Жуане», где в сладостной любовной перекличке вступают гобой и валторна. Герой ведет себя элегантно-сдержанно, осознавая опасность, которая нависает над его головой. Но Тиччати верен себе и всячески сдерживает упрямую порывистость оркестровой силы. В свою очередь, «Смерть и просветление» открывает грандиозное пространство оркестрового звучания, где инфернальная прозрачность струнных вырастает будто бы из небытия, а строгая массивность движения контролируется для оттягивания того момента, когда сопротивляться ее напору становится невозможно.
Две поэмы обрамляют прекрасно записанный опус 68 – Шесть песен на стихи Клеменса Брентано в блистательном исполнении Луизы Олдер. Кажется, что певица подчиняет себе штраусовский оркестр, нисколько не напрягаясь, и при этом ее перламутровый голос идеально вписывается в общее настроение. Управляя всеми нюансами текста, Олдер парит в колоратурных пассажах Amor, смеется и плачет в Ich wollt’ ein Sträusslein binden, проходит сквозь экзистенциальный ужас Lied der Frauen. И всякий раз на помощь ей приходит маэстро, аккуратно поддерживая ее, помогая пройти сквозь испытания и привнося в звучание каждой песни свежесть осеннего воздуха и затаившееся дыхание жизни.