Николай Плотников (НП) – единственный в России сертифицированный специалист по обслуживанию американских и японских флейт. В беседе с Еленой Ромашовой (ЕР) мастер рассказал, чем отличаются заводские флейты от собранных полностью вручную, зачем собирать инструменты в перчатках и почему даже абсолютно новые флейты могут нуждаться в ремонте.
ЕР У вас впечатляющий список различных сертификатов. Расскажите, пожалуйста, у кого вы учились?
НП В основном всему я учился у Дэвида Страубингера. Он эталон качества для флейтистов, изобретатель собственного стандарта подушек, которые сегодня устанавливаются практически на все профессиональные флейты американских и некоторых японских брендов. Также я проходил обучение у мастера Джонатана Лэнделла и стажировался на заводах разных брендов флейт, чтобы делать и ремонтировать инструменты так, как этого требует изготовитель той или иной фирмы, соблюдая все технологии.
ЕР Почему так важно учиться у мастеров конкретных брендов?
НП Наверное, потому что нет абсолютной универсальности. Приведу аналогию с автомобилями: визуально многие машины разных марок похожи, но технологически они выполнены по-разному. Естественно, можно ко всему найти комплексный подход, но когда работаешь с инструментом так, как этого требует непосредственно бренд, то получается более тонкая работа, инструмент звучит лучше.
ЕР Насколько у разных заводов принципиально разные подходы к изготовлению флейт, их эксплуатации и обслуживанию?
НП Скорее, подходы разные не у самих заводов, а у мастеров, которые работают над инструментами различных брендов. Как правило, каждый год разрабатываются какие-то новые материалы, способы взаимодействия, что-то совершенствуется. Каждый бренд старается показать свою уникальность. Если ничем не отличаться от других, бренд будет продаваться либо наравне с менее интересными фирмами, либо еще хуже. Отсюда вытекают и довольно высокие требования, в том числе к мастерам и сборщикам.
ЕР Несмотря на особенности каждого бренда, есть ли какие-то стандарты в изготовлении флейт, которым все следуют?
НП Стандарты есть разве что технологические. Например, флейта Бёма. Инструмент должен определенным образом звучать и соответствовать техническим требованиям, иметь заданные толщину трубки и расстояние между голосовыми отверстиями и так далее. И уникальность каждой компании заключается в том, что она изобретает какие-то свои фишки, нюансы, уходит от стандартов.
ЕР То есть доводит свои инструменты практически до идеала?
НП Условно говоря, есть какие-то небольшие проблемы, которые присущи абсолютно всем флейтам. Например, высокий до-диез второй октавы или еще какие-то нюансы. И каждая компания предлагает свое решение той или иной проблемы, повышая таким образом ценность своей продукции для покупателя. Кто-то демонстрирует особую сборку механики, которая позволяет ей работать дольше в определенных условиях, кто-то решает сложности с извлечением определенных нот и так далее.
ЕР Некоторые ваши мастера работают в белых хлопковых перчатках. Почему это важно?
НП Конечная сборка флейт всегда производится в перчатках, чтобы лишний раз не трогать инструмент, а также во избежание микроповреждений. Например, если инструмент золотой, то даже крошечная царапина от ногтя будет видна. А мы должны отдавать инструмент в идеальном состоянии. В случае со старыми китайскими флейтами в таких предосторожностях особой необходимости нет. Но если инструмент дорогой, то нужно особое обращение.
ЕР Духовые обязательно нужно регулярно чистить, о чем многие исполнители – даже профессиональные музыканты – не знают. А вы с таким сталкиваетесь?
НП Регулярно. Люди приносят инструменты и зачастую не подозревают, что, оказывается, за ними нужно ухаживать. А ситуация здесь такая же, как с автомобилями: раз в год нужна профилактика – чистка, смазка, регулировка. Попробуйте несколько лет не менять масло в вашем автомобиле и увидите, что будет. Флейты также нуждаются в профилактике. У нас есть специальная ультразвуковая ванна, где инструменты очищаются от жира, грязи с помощью ультразвука. После этого производится ручная чистка.
ЕР Загрязнения как-то влияют на звучание?
НП Чтобы это отразилось на звучании, нужно очень сильное загрязнение. В первую очередь это влияет на механику, которая может остановиться и подвести в самый неподходящий момент.
ЕР А вмятины?
НП Зависит от того, на какой части флейты эта вмятина находится и насколько она большая. Во многих случаях вмятины не имеют никакого значения, сказываются только на эстетическом восприятии. Но если вмятина, например, на головке или рядом с губками, она может повлиять на звук в худшую сторону, поскольку меняется направление звуковой волны.
ЕР Я читала, что даже абсолютно новая флейта может нуждаться в ремонте, если долго лежала. Получается, инструмент вообще не должен простаивать?
НП Да, на инструменте необходимо постоянно играть. Если флейта пару лет полежит в сухом месте (например, на складе магазина), то установленные на нее подушки могут потерять свою форму. Бывали случаи, когда нам приносили такие инструменты – совершенно новые, но не рабочие. Приходилось делать всю профилактику, поскольку масло за год портилось, а подушки деформировались.
ЕР Вам на ремонт можно принести любой инструмент, даже китайский?
НП С китайскими no name мы, как правило, не работаем. Можем оказать таким инструментам какую-то скорую помощь, но стараемся их не разбирать, поскольку они обычно одноразовые.
ЕР Одноразовые в каком смысле?
НП Флейта, купленная, условно, на Aliexpress за пять тысяч рублей, может развалиться в первый же месяц работы, при этом на ней практически невозможно играть. Очень много подделок: некоторые производители пишут, мол, это Yamaha, made in Japan. И многие люди покупают такие флейты, веря, что это фирменный инструмент. Но хорошая флейта не может стоить пять тысяч рублей, потому что ее изготовление – достаточно трудоемкий процесс.
ЕР А вы пока не занимаетесь собственным производством флейт?
НП Мы планируем изготавливать собственные инструменты. Но это, скорее всего, будет штучный товар, сделанный от и до вручную.
ЕР Почему, на ваш взгляд, в России нет больших мастерских по изготовлению инструментов?
НП Потому что изготовление флейты – это сложный технологический процесс, для которого нужны определенное оборудование, знания и умения, которых в России, к сожалению, никогда не было и нет до сих пор. У нас нет школы изготовления инструментов и подготовки мастеров, базы знаний, которые есть в Америке или Японии.
При этом нужно понимать: нельзя просто так приехать к западному мастеру и начать у него обучаться. Относительно небольшие, но известные фирмы – довольно закрытые структуры, не пускающие к себе никого, кроме мастеров, которые уже более-менее признаны в мире.
ЕР А с чем это связано?
НП Флейта – товар немассового спроса. В производстве музыкальных инструментов существует преемственность поколений, и бренды тщательно относятся к тому, кто и как будет производить и выпускать на рынок их флейты. Кроме того, известные мастера не готовы распространять на поток свои технологии.
ЕР Вам приходилось работать с редкими экземплярами флейт?
НП Мы восстанавливали механику старых деревянных немецких флейт. Такие инструменты имеют неплохую конструкцию и приятное звучание. Но работать с ними сложно, поскольку дерево не самый стабильный материал – оно подвижное, трескается.
Хотя флейты и относятся к деревянным духовым инструментам, выяснилось, что удобнее их делать из металла. Сейчас, когда поменялся дизайн современ-
ных флейт, технологии изготовления, серебряные инструменты звучат ярче, а работать с ними проще. Поэтому сегодня деревянные флейты скорее экзотика. Хотя их иногда просят сделать на заказ. А флейты-пикколо до сих пор изготавливаются преимущественно из дерева, хотя есть и металлические пикколки.
ЕР В чем принципиальное отличие индивидуально сделанных и заводских инструментов?
НП Как правило, на заводе разные люди работают над разными составляющими инструмента. Один собирает клапаны, второй – головки, третий работает над телом, четвертый – над частью механики и так далее. И первый не знает, что делает четвертый, ему все равно, на какой инструмент пойдут эти клапаны, какие там будут стойки и прочее. Когда все это собирается как Лего, то и результат соответствующий. Хотя некоторые дорогие флейты также делают на заводе, они так и называются: handmade. Их действительно делают вручную, но много людей.
А когда флейта полностью ручной работы, один мастер все делает сам от А до Я, каждая флейта – его детище. Он знает всю технологию, каждый дефект, который может возникнуть на том или ином этапе, у мастера не «потеряется», как на заводе, а будет устранен.
ЕР Помимо ремонта музыкальных инструментов, чем еще занимается Московский флейтовый центр?
НП Здесь располагается шоурум, куда можно прийти и посмотреть различные флейты, головки, аксессуары, поиграть на инструменте. Особенность и ценность нашего центра заключается в том, что я и моя правая рука, директор центра Илья Дворецкий, – профессиональные флейтисты, помимо этого я еще и сертифицированный мастер по ремонту флейт. Поэтому мы оба можем рассказать про особенности каждого инструмента и головки, помочь человеку подобрать флейту, отвечающую его потребностям и анатомическим особенностям. А также послушать его со стороны.
Поскольку далеко не каждый может приехать в Москву и посетить наш шоурум, наш центр регулярно участвует в различных региональных мероприятиях и фестивалях, а также устраивает выездные выставки музыкальных инструментов. В таких поездках довольно часто мы оказываем ремонт инструмента «на месте» или организуем мастер-классы по обслуживанию флейт.
ЕР К вам обращаются преимущественно профессиональные музыканты?
НП Не только. У нас представлен довольно широкий спектр флейт из разных сплавов – серебряные, золотые, как для начинающих, так и для профессионалов. То, что вы видите в шоуруме, – далеко не все, что у нас есть, дорогие инструменты хранятся в сейфе, мы их показываем по запросу. Также мы привозим определенные флейты под заказ: наш центр сотрудничает практически со всеми известными флейтовыми брендами.
Важная особенность нашего центра в том, что на все фирменные инструменты мы предоставляем гарантийное и постгарантийное обслуживание. Более того, я имею лицензии на ремонт этих инструментов и лично провожу диагностику и устраняю неполадки при необходимости. Поэтому человек, приобретающий у нас флейту, никогда не останется наедине со своими техническими проблемами, если они возникнут. Мы всегда ему поможем их решить, чтобы вернуть инструменту прежнее звучание, тем более как музыканты знаем на собственном опыте, какое оно должно быть у каждой флейты.
ЕР Вы отметили, что в шоуруме представлены флейты серебряные и золотые. На что влияет конкретный сплав?
НП В первую очередь на окраску звука, а также в какой-то степени на престиж инструмента. Но в основном все флейты серебряные.
ЕР Помимо новых флейт, у вас есть и старинные инструменты?
НП Редкие экземпляры – инструменты конца XIX – начала XX века, первые экспонаты нашего пока небольшого музея. Эти флейты, естественно, не для продажи. Пока нет полноценного музея, они скорее для интерьера. Но они в рабочем состоянии, на них можно играть.
ЕР Но после реставрации их звучание уже не аутентично?
НП Дело в том, что на них в принципе мало кто играет, поскольку сейчас требования к инструменту изменились. И требования к современной флейте достаточно высокие, барочные флейты не до конца им отвечают. Так что это скорее экзотика.